Вышедший сегодня альбом «Комсомольска» «Ретро» преподносится группой как продолжение предыдущего «Ближнего света», но в то же время он мало похож на предшественника. Если тот тяготел к непопулярной ритмике, то новый релиз клонит, скорее, в сторону непопулярных мелодий (ничего экспериментального, но западающих рефренов здесь меньше, примерно один — в песне «Глаза (прилипли)»). В то же время альбом отличается и от ранних релизов «Комсомольска»: он вдвое длиннее большинства из них и работает не как мини-марафон фестивальных треков, а как цельное высказывание с погружением в настроение при прослушивании целиком.
Первым делом придётся избавиться от возможных ассоциаций со словом «ретро», аудиокассетами и VHS на обложке альбома — ностальгия здесь не неоновая, с аналоговыми синтезаторами и драм-машинами, а, скорее, барочная, с хоралами и духовой секцией. При этом и эта косметика обманывает — при прослушивании становится понятно, что такой инди-поп мог появиться максимум в 2010-х. И это плюс — связь с реальностью, происходящим здесь и сейчас, вплоть до отсылок к конкретным артефактам времени и места (Москвы), занимает важное место в музыке «Комсомольска».
Визитка альбома объявляет себя почти сразу — «Глаза (прилипли)» отсылает ко всем главным песням группы, заедает в памяти мелодией и текстом, который немедленно хочется связать с каким-то человеком. Также из хайлайтов, хотя не таких бесспорных: грустнейшая «Ваше море» (у песни со строчками из убийственного стихотворения Ахматовой не было шанса быть «оптимистичной и бодрой», каким позиционируется альбом); «Пятиэтажечка» с очень органичным появлением Вари Краминовой (чем не может похвастаться появление Арчанги / Ларика Сурапова в «Мы — ретро»); «Верный спутник», обретающий новый слой ироний в пандемийной реальности.
Несмотря на некоторые удачные треки «Ретро» иногда кажется затянутым; не так влюбляет в себя, как «Ближний свет» и явно не удивляет, но истина, как всегда, в глазах смотрящего — пока я усиленно пытался почувствовать от половины песен хоть что-то, девушка, услышавшая музыку краем уха, очень прониклась. Альбом не универсален — факт, но он точно кому-то понравится.