50 лучших русских альбомов 2010-х (часть 1)

0
1302
Наадя

Подходит к концу очередное десятилетие — в поп-музыке по какой-то неведомой причине это всегда совпадало со сменой парадигм и появлением новых жанров и героев. Пока этого не произошло окончательно, редакторы “По фактам” решили подвести итоги и вспомнить 50 наиболее своеобразных, влиятельных и просто врезающихся в память и сердце релизов, вышедших в России за последние 10 лет. Разумеется, отличных записей было гораздо больше, но именно эти альбомы, на наш взгляд, определили десятилетие, и именно по ним лично мы будем ностальгировать в будущем — впрочем, по некоторым из них это можно делать уже сейчас.

50. Lovozero — Moroka (2017)

Дебютный альбом Насти Толчневой был выпущен на ныне покойном карельском лейбле Full Of Nothing, основанном Иваном Золото и Аней Куц из дуэта Love Cult. Lovozero смешала высокотехнологичную деконструированную электронику с русской фолк-музыкой, получив захватывающий и несколько пугающий результат. Эти песни абсолютно универсальны и и в то же время адекватны времени, их запросто можно поставить в ряд с вышедшими примерно тогда же записями Arca и Бьорк. При этом “Moroka” — самая что ни на есть музыка от почвы. Все эти народные напевы идеально сочетаются с эмбиентными текстурами, которые рождают у слушателя ощущение чего-то необъятного, словно отсылая к российским огромным пространствам — заснеженным и полуразрушенным.

49. N1NT3NDO — N1NT3NDO (2011)

Первый альбом Васи Вакуленко под псевдонимом N1NT3ND0 вышел в совершенно другом контексте – в 2011 году в российском хип-хопе, кажется, мало кого интересовал южный звук как в андерграунде, так и в мейнстриме. При записи дебютника Nintendo Баста наверняка рассматривал проект как шутку и дуракаваляние (хотя присущая артисту расчетливость дельца также наверняка присутствовала), а на поверку вышел, пожалуй, лучший альбом Васи Вакуленко, открывающий совершенно новую эпоху в русском рэпе.

48. Петля пристрастия — Гул (2019)

СМИ уже назвали новый альбом Петли Пристрастия пластинкой, которая делает русский рок снова великим, и с этим сложно поспорить. Пожалуй, за всю 10-летнюю историю белорусская группа еще не выдавала песен такой силы и красоты. В музыкальном плане Петля пристрастия сейчас напоминает Interpol времен расцвета — на «Гуле» царит та же атмосфера обреченности и высокой трагедии. В то же время злободневные тексты белорусской группы как нельзя доходчивее и точнее живописуют безысходность постсоветской реальности. «Гул» — это прежде всего очень нужная пластинка в общечеловеческом смысле, которая поможет многим пережить 2019 год и утешит, несмотря на пессимистичный взгляд на мир ее авторов.

47. Padla Bear Outfit — 7’’ (2011)

Padla Bear Outfit умели в пост-иронию задолго до того, как это слово вышло в тираж и подростки стали опознавать по нему своих. “Я люблю смотреть когда богатым и красивым людям хорошо!” — поет Арсений Морозов в песни-манифесте о культуре потребления в поп-музыке “Фанаты”, после чего следуют песни о “похороненном марше” и “ненастоящих песнях”. На этом релизе Padla Bear Outfit ко всему прочему выбрали очень эффектную форму — переходящий в краут гаражный рок конца 60-х. Во время записи группа впервые прибегла к помощи продюсера, так что для первого знакомства с творчеством Арсения этот мини-альбом подходит идеально.

46. Boulevard Depo — RAPP2 (2018)

Альбом рэпера, который уже давно должен был занять место в первом эшелоне русского хип-хопа, пропитан стремлением экспериментировать и удивлять. Музыкант на RAPP2 записывает фиты с самим собой, семплирует Цоя, начинает альбом с outro вместо intro, снимает клипы, в котором он похож скорее на Гарри Поттера, чем на рэпера, и выпускает совместные работы с нашумевшими впоследствии Ic3peak, Big Baby Tape и OFFMi. Бульвар Депо погружает слушателей в собственный ни на что не похожий мир, в котором очертания предметов расплываются из-за густого дыма косяка, а время — замедляет ход.

45. OFFMi — Страха нет (2018)

На “Страха нет” Offmi очень мало трэп-битов — место популярного жанра потеснили индустриальное техно, UK bass и Outsider house. В этом, конечно же, прежде всего заслуга работавших над пластинкой электронных продюсеров, таких как SP4K и Bad Zu с московского лейбла Hyperboloid, ответственных за грубый, агрессивный и небанальный саунд. Редкое качество для современного рэп-альбома — когда каждый последующий трек на нем совершенно не похож на предыдущий. За эйфорическим брейкбитом “Предоставь” с африканской перкуссией идет мрачное заторможенное техно “Никотин” с русскими народными напевами (!), а затем — построенный на винтажных семплах трек “Больше” и мелодичный, но не приторный “Нужно быть собой”. Альбом “Страха нет” с его детально проработанным звучанием воспринимается как настоящий глоток свежего воздуха в душном стане фрешменов, привыкших подражать более успешным западным коллегам.

44. Vtgnike — Sueta Nebitiya (2011)

Винтажнайк сделал довольно остроумную вещь — взял остроактуальный на тот момент стиль джук и приспособил к российской почве, нанизав на чикагские биты семплы из советской эстрады, романсов и отечественного R&B. “Sueta Nebitiya” — совершенно самодостаточная запись, которую невозможно обвинить в слепом следовании западным трендам. Она вышла на фоне всеобщего интереса к русской электронике (достаточно вспомнить лонгрид Pitchfork о DZA, Mujuice, Pixelord и других, а также сборник Fly Russia) и тоже не осталась незамеченной — впоследствии релизы Винтажнайка стали выходить на лейбле Николаса Джаара Other People.

43. Дельфин — 442 (2018)

На «442» cтарый и недобрый Дельфин впервые в своем творчестве столь прямо и однозначно высказывается о политической ситуации в стране и мире, выдав короткий и яростный релиз. Это искреннее, злое и точное высказывание о происходящем в стране, которого до сих пор не хватало в российской музыке. В наш век пост-иронии уже сложно относиться к чему-либо столь серьезно, но 46-летний Андрей Лысиков о наших проблемах, к счастью, явно не подозревает. Под стать текстам на альбоме Дельфина и музыка — в основном это кусачий EBM с механическим грувом и бойкие гитарные боевики. Новые песни Дельфина не оставляют слушателю никакой надежды или хотя бы утешения — как можно понять из предпоследнего трека, он не питает никаких иллюзий и насчет революции. Андрей обрисовывает ситуацию как данность, c которой можно лишь смириться и жить “иностранцем в своей стране — огромной, любимой, сердечной”. Жить в ситуации, когда политика непрошеным гостем пришла в ваш дом — и каждому так или иначе теперь придется с этим считаться.

42. Маникюр — Восход (2014)

Выход первого русскоязычного альбома модников из группы Маникюр пришелся на год “зеленых человечков”, обесценивания рубля и начала изоляции России от Запада. Сами участники пост-панк коллектива откровенно признавали, что среди причин отказа от использования в новых песнях английского языка есть и социополитические. “Почему все на английском пели раньше? Потому что было ощущение полного слияния с миром. Весь мир поет на английском, и ты тоже. А сейчас — наоборот, ощущение локальности. Уже понятно, что все. И наступает успокоение. Как будто мы на айсберге, на льдине, которая откололась от материка, так что петь по-английски смысла сейчас нет никакого”, — говорила Полина Новикова “Афише”. Вдохновившись примером Муджуса с его “Downshifting”, Манюкюр стали исполнять песни на русском языке, которые посвящены жизни на московских окраинах. В результате коллектив выдал свой лучший альбом, хотя причины его появления на свет — довольно печальные.

41. Moremoney — Much Better (2012)

Несмотря на все несовершенство этого несколько сумбурного микстейпа, на нем есть какая-то особая недосказанность, эйфория и ощущение праздника, которые странным образом испарилась, как только Надя Грицкевич стала петь на русском языке. При прослушивании в 2012 году “Much Better”, состоящего из ремиксов, каверов, коллабораций и неопубликованных треков, было странное чувство: если это лишь наброски и би-сайды, то каким же будет полноценный альбом? “Much Better” — это своего рода документ эпохи, на котором представлены практически все остроактуальные на тот момент жанры: вонки, техно, хип-хоп по мотивам Flying Lotus, чиллвейв, восьмибитная электроника и Джеймс Блейк (который тоже сам себе жанр). К сожалению, впоследствии записи Наади стали куда более размеренными, продуманными и откровенно скучными.

Часть 2 (40-31 места)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here