Трибьют Мандельштаму вышел неоднозначным, но послушать однозначно стоит

Каждый раз, когда выходит трибьют общепризнанному музыканту, начинаются разговоры о том, стоило ли вообще переосмыслять его наследие. Так было со сборниками каверов на песни Цоя, Летова, Лагутенко и «Сектора Газа». Вечная претензия консервативных фанатов — зачем браться за то, что и без всяких новомодных аранжировок является народным достоянием. 

В случае с трибьютом поэту все иначе — да, вопрос с «посяганием на святое» отпадает по крайней мере в музыкальном плане. Артисты вольны экспериментировать, как им вздумается, куда меньше рискуя встретиться с бумерским ворчанием. В то же время у многих музыкантов в таких случаях возникает соблазн скатиться в банальное декламирование под скудный аккомпанемент — на мой взгляд, это самый простой путь, не делающий никакой чести музыкантам. 

Трибьют великому Осипу Мандельштаму отчасти тоже грешит вышеназванным приемом — удивительно, что рэп-артисты даже не сумели толком поместить стихи поэта в контекст хип-хопа (возможно, сказалось сопротивление оригинального материала, но скорее всего причина в лени и неизобретательности рэперов). В итоге мы имеем совершенно необязательный спокен-ворд от Оксимирона (да, оказывается, он ещё иногда что-то записывает) и не особо впечатляющие завывания Нойза МС (ок, сэмпл дробовика там прикольный). Наверняка авторы сборника имели в виду, что популярные имена привлекут к текстам поэта внимание, но обилие слабых треков от таких рок-героев прошлого, как Илья Лагутенко и Евгений Федоров, неизбежно сказалось на качестве релиза.

Понятно,что создатели трибьюта хотели представить максимально широкий спектр артистов, но когда за авант-роком Shortparis следует сентиментальная баллада Агутина — это выглядит максимально неуместным. Есть здесь и скучноватая Алина Орлова, которую местная музыкальная пресса форсила больше 10 лет назад, и IOWA — хотя, надо отдать Кате Иванчиковой с музыкантами должное, ибо она пошла на смелый шаг и поместила стихотворение «Возьми на радость из моих ладоней» в контекст синти-попа восьмидесятых, что как минимум вызывает уважение.

Очевидная неудача — выбор музыканта Zoloto, отыгрывающего на пластинке бюджетную версию Леонида Агутина. Зачем было приглашать копию, когда вполне здравствующий прототип здесь присутствует, исполнив в своей манере под гитару стихотворение «Золотистого мёда струя из бутылки текла»? Бюджетная версия Тома Уэйтса тоже есть, но тут хотя бы понятно, что американский музыкант на сборнике отсутствует. 

Обширно представленная на сборнике музыкальная община Урала отлично справилась с поставленной задачей — тут и прифанкованная версия «Кинематографа» от «Курары», и мелодраматичный романс «Я буду метаться по табору улицы темной» от Вадика из OQJAV, и тревожный «Луч» от «Сансары». Лучше всех постаралась юная О!Марго в дуэте с Катей Павловой из «ОбеДве» — «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» в их исполнении это мелодичный и самостоятельный поп-хит с цепляющим рефреном, мелодичным припевом, жирным хуком и сочным битом. 

В числе позитивных моментов трибьюта находится трек «Эта ночь непоправима» от Shortparis — неортодоксальный пост-панк с захлёбывающейся психоделичной гитарой и невротическим вокалом. Текст оказался настолько органичен для группы, что можно подумать, будто музыканты на самом деле и являются его авторами. И да, главная украинская колдунья Алина Паш со своими этническими напевами и разухабистой ритм-секцией привычно прекрасна. Но вопрос о том, стоило ли делать подобный музыкальный трибьют вообще, остается открытым.

«Сохрани мою речь навсегда» — трибьют Осипу Мандельштаму

Оценка 6/10

Ключевые треки: «Эта ночь непоправима», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез», «Я буду метаться по табору улицы темной».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here