Продолжаем подводить музыкальные итоги года — представляем лучшие зарубежные альбомы 2020 года, которые больше всего запомнились авторам «По фактам». Мы выбрали 25 своих любимых релизов, среди которых оказались альбомы Джесси Уэр, Николас Джаар, Тейлор Свифт, Lil Uzi Vert, Soccer Mommy и многие другие. На этот раз наша мини-редакция решила не проводить голосования — все артисты здесь расположены в алфавитном порядке. Просто слушайте все подряд — скучной музыке здесь точно не нашлось места!
Algiers — «There Is No Year»
Algiers играют по-настоящему мультижанровую музыку, черты разных стилей в которой не кажутся наносными — они не то что уживаются, а глубоко интегрируются друг в друга, образуя что-то гораздо большее, чем простой синтез. Жанры при этом могут быть полярными — вокалист группы Франклин Джеймс Фишер признаётся, например, в любви к выходцам лейбла Dischord, но Algiers с уверенностью выдают и каноничный спиричуэлс.
Главные характеристики в большинстве отзывов об альбоме — меньший эмоциональный запал и излишняя «причёсанность» «There Is No Year». Это справедливо, но совсем не минус — спустя почти год после выхода альбом не кажется ни скучным, ни проходным.
Bladee — «333»
«333» весь построен на противоречиях — рэперское бахвальство здесь сочетается с неуверенностью в себе, депрессия с эйфорической радостью, культ успеха с осознанием расчеловечивающей силы денег.
В отличие от «Starz» Yung Lean, звучание «333» не кажется устаревшим. Напротив, это одна из самых футуристичных хип-хоп записей за последнее время — именно таким и должен быть клауд-рэп в 2020 году. За большинство битов здесь отвечает тот же Whitearmor, спродюсировавший «Starz», но результат получился совершенно иной — все 16 треков слушаются на одном дыхании и совершенно не утомляют.
Dogleg — «Melee»
Бойкий и стремительный, кричащий и лирический дебют от эмо-панк-группы из Мичигана — рассказывать тут особо не о чем (тот случай, когда точно лучше слушать), а любой неймдроппинг в попытках идентификации только всё испортит, хоть тут и действительно нет ничего нового. Если вам близки проявления любых из не самых экстремальных эмо-веяний since 1990s, то может понравиться и это.
Джин Доусон — «Pixel Bath»
Хип-хоп музыканты в последние 10 лет нередко примеряли на себя роль «рок-звезды» — и часто со смешанными результатами (чего только стоит один смехотворный «гранж»-альбом Кида Кади «Speeding’ Bullet 2 Heaven»). Однако у Джина Доусона все вышло прекрасно — уроженец Лос-Анджелеса на «Pixel Bath» легко и беззастенчиво апроприирует белый шугейз, поп-панк а-ля Blink-182, вдохновленный The Strokes инди-рок нулевых, получая один из самых энергичных и бодрых рок-альбомов этого года.
В своих динамичных и бурлящих жизнью песнях, под которые физически сложно устоять на месте, Джин Доусон то поет о своей душевной боли в «Dummy», то передает привет полицейским в «Policia», то называет себя «черным Бьорк» в «Pegasus». При всей рок-ориентированности «Pixel Bath», Доусон не забывает о R&B и хип-хопе (в одном из треков можно услышать A$AP Rocky), а временами и вовсе уходит в индастриал, глитч-поп и брейкбит конца 90-х. Несмотря на столь непринужденное обращение с жанрами, «Pixel Bath» — на удивление монолитный альбом, без которого этот год явно был бы скучнее.
Haim — «Women in Music Pt. III»
«Women in Music Pt. III» совершенно очарователен, это практически идеальный поп-альбом со звонкими мелодиями и ощущением вечного лета. В числе источников вдохновения «Women in Music Pt. III» явно было много именно что радиохитов — от американского софт-рока и не претендующего на аутентичность солнечного поп-рэгги («Another Try») до коктейльного R&B из 90-х («3am»). Подано все это на «Women in Music Pt. III» так обаятельно и талантливо, что о каких-либо минусах этих песен, если они вообще есть, даже говорить не хочется. Это легкая и внешне необязательная музыка, которая моментально становится дорогой сердцу.
Николас Джаар — «Telas»
Третий за год полноценный альбом Николаса Джаара «Telas», навеянный последствиями палестино-израильского конфликта, оказался самым высоколобым и требовательным к слушателю — он бы прекрасно вписался в каталог российского лейбла Klammklang. На «Telas» можно найти по большей части очень неочевидную, иррациональную и захватывающе красивую музыку. Обилие скрежещущих звуков непонятного происхождения, будто кто-то постукивает спицами по стеклу, создаёт эффект БДСМ-АСМР — слушать больно, и в то же время удивительным образом приятно.
При этом за развитием «Telas» крайне увлекательно наблюдать — в ней то и дело появляются то приглушенные отзвуки индонезийского гамелана, то академической музыки 20 века. Это совершенно точно не бездушный звуковой дизайн для инсталляций — за «Telas» стоит что-то большее, словно Николас попытался воплотить природную стихию в звуке.
Jay Electronica — «A Written Testimony»
Если вы заставляете поклонников дожидаться дебютника на протяжении 13 лет, то скорее всего из альбома ничего путного не выйдет — однако в случае одного из самых загадочных рэперов планеты Земля это правило не работает. «A Written Testimony» Jay Electronica хорош со всех сторон и не дает заскучать ни на минуту — при прослушивании возникает ощущение, что ты смотришь остросюжетный фильм. И много ли вы найдете в 2020 году хип-хоп релизов, при прослушивании которого едва будете сдерживать слезы — а финал «A Written Testimony» именно таков.
King Gizzard & The Lizard Wizard — «K.G.»
Ещё один альбом, который хотелось бесконечно ругать после выхода, а теперь… тоже хочется. Главным образом, за неспособность удержать внимание — спустя время его хочется переслушивать лишь моментами. Но хайлайты, рассыпанные здесь в самых неожиданных местах, спасают. Помогает и определяющее примущество релиза — звук. Подробный, выверенный и открывающийся по-разному в зависимости от степени вовлечённости. Если закрыть глаза, надеть наушники и вслушаться в каждую мелочь, то можно услышать кучу интересных решений в саунде и даже в мелодиях. Жаль, что настроение музыки Tame Impala как-то не вяжется с каким-то интеллектуальным трудом и попытками альбом именно расслушать, и это главная проблема — если пустить музыку фоном, то The Slow Rush вряд ли вызовет какие-то эмоции.
Lady Gaga — «Chromatica»
Сложносоставный альбом со своей концепцией, сильной лирикой и жанровыми ответвлениями, которые было интересно разбирать весной. Сейчас хочется вспоминать разве что самые дискотечные треки, включить их и научиться уже танцевать вог — более подходящего под эту затею поп-релиза в этом году, кажется, не было.
Chromatica — это крепкий поп-альбом, в котором избитые ретротренды (здесь и 80-е, и 90-е) выражаются в неизбитых клише. Под него хочется танцевать, он достаточно выдержан в едином стиле и при этом динамичен и не успевает приесться. Вот только обошлось без хитов — кроме хайлайта «Sine From Above» с сэром Элтоном песни по памяти особо-то и не воспроизводятся.
Адрианна Ленкер — «Songs»
«Songs» — мгновенная классика от солистки большой американской группы Big Thief. Заставить себя в 2020 году прослушать до конца полноценный альбом, целиком записанный под акустическую гитару — уже героическая задача, но с Адрианной Ленкер 40 минут пролетают на одном дыхании. В ее инди-фолковые песни влюбляешься в буквальном смысле с первых нот и больше не можешь представить себе жизнь без них, даже ничего не зная о Big Thef и мифологии, связанной с записью «Songs» (альбом был записан с минимумом наложений на кассетную пленку в американской глуши, где Адрианна минувшей весной пережидала пандемию).
Lil Uzi Vert — «Eternal Atake»
Секрет «Eternal Atake» в том, что здесь каждый может найти себе треки по душе. Так любители минимал-трэпа в восторге от бэнгеров с первой трети альбома, за которую отвечает альтер-эго Лил Узи Baby Pluto. C песни «I’m Sorry» начинается вторая часть Renji – еще одного альтер-эго рэпера, на этот раз более романтичного и ранимого. После Baby Pluto и Renji в заключительной трети альбома в дело вступает сам Узи.
«Eternal Atake» нужно воспринимать как своего рода компиляцию, на которой рэпер будто демонстрирует свою творческую эволюцию – и она действительно впечатляет. Если «Futsal Shuffle 2020» и «That way» — точка, на которой остановился Лил Узи, то даже сложно представить, чем он удивит нас в будущем.
Meitei [冥丁] — «Kofū [古風]»
Музыка композитора и продюсера из Хиросимы Meitei построена на контрастах — на его последнем альбоме «Kofū» эмбиентовое спокойствие сменяется хитроумными звуковыми коллажами, которым, не поверите, можно даже подпевать в ванной. Meitei собирает свои пьесы из традиционной японской музыки, давая ей новую жизнь, а также посвящает треки различным фигурам из национальной истории. Впрочем, даже если вы о них ничего не знаете — необыкновенно человечная музыка Meitei и вне всякого контекста может тронуть вас за живое.
Mura Masa — «R.Y.C.»
Гитароцентричный «панк-альбом» электронного продюсера, преисполненный ностальгии и безмятежной тоски и оправдывающий своё название «Raw Youth Collage» в каждом звуке — подростковая лирика (и лирика неудачно повзрослевших) дополняется хриплым басом, перегруженными вокальными вставками и неидеальным извлечением гитарных нот. От известного ранее хитоносного Mura Masa остался ритм драм-машин, несколько танцевальных мотивов и узнаваемый стиль, читающийся между строк. Фиты с slowthai, Clairo, Элли Роуселл (Wolf Alice) и Tirzah добавляют разнообразия в альбом — при общей выдержанности похожих треков тут почти нет.
«R.Y.C.» — это ностальгия, одиночество и запутанность. Весь каст релиза составляют довольно молодые люди, которые либо помнят этот классический коктейль впечатлений тинейджера, либо испытывают его до сих пор. И, кажется, не знают никаких ответов, что делает этот, безусловно, эмо-альбом только лучше.
Oneohtrix Point Never — «Magic Oneohtrix Point Never»
Название релиза неспроста отсылает к одной из бостонских софт-роковых радиостанций «Boston’s Magic 106.7», которую Oneohtrix Point Never слушал в юности — здесь и правда множество отрывков из радио- и телепередач. Таким образом Дэниел Лопатин словно эмулирует эфир услышанной в полусне станции, блуждая по волнам своей памяти.
Ностальгия всегда была свойственна музыке Oneohtrix Point Never, за какие бы жанры он не брался. Однако от его нового альбома появляется ощущение, что теперь объектом ностальгии становится собственная музыка Лопатина — на «Magic Oneohtrix Point Never» можно услышать отзвуки практически всех его альбомов, выпущенных за последние 10 лет, вплоть до вэйпорвейва с «Chuck Person’s Eccojams Vol. 1».
Sega Bodega — «Salvador”/«Reestablishing Connection»
На дебютном альбоме Sega Bodega «Salvador» все его былые заигрывания с deconstructed club сведены к минимуму — это современный электронный поп, такой, каким он и должен быть 2020 году, причем от и до созданный и спетый самим продюсером. Ироничные песни Sega Bodega, посвященные сексу (однополому), алкоголю и психическому здоровью, равным образом обязаны своему появлению лейблу PC Music, шведскому объединению Drain Gang и современному автотюновому R&B, а различные шумы и неоклассические семплы выполняют роль виньеток.
Еще один интересный релиз музыканта — «Reestablishing Connection», на котором он в абсолютной тишине исполняет с друзьями по видеосвязи каверы хитов 90-х и нулевых годов. Среди прочего, тут есть «Teardrop» Massive Attack, «Cool» Гвен Стефани (отличная была песня, оказывается), «Sometimes» Бритни, но особенно трогательным оказалось исполнение «Teenage Dirtbag» позабытой группы Wheatus (наверное, потому что оригинал был довольно дрянным). После прослушивания остается ощущение, будто ты обнимался с призраком.
Лоренцо Сенни — «Scacco matto»
Лоренцо Сенни — без всяких скидок один из самых влиятельных электронных музыкантов 10-х годов, предложивший миру аскетичную версию транс-музыки, оставив от нее лишь каркас в виде повторяющихся синтезаторных паттернов. Его первый за 5 лет релиз «Scacco Matto» — убедительное доказательство того, что с каждым новым релизом треки итальянского продюсера становятся все доступнее, увлекательнее и разнообразнее.
Soccer Mommy — «Color Theory»
Конец года — повод не только вспомнить то, что понравилось сразу, но и переоценить то, что показалось разочаровывающим. Так и с Color Theory певицы Soccer Mommy, который казался слегка скучноватым (особенно в сравнении с дебютным Clean). После выхода релиза с демками альбома в ноябре все сомнения отпали — эти песни уже почти год жили, если не в плеере, то в голове. Ужасно бесхитростный бедрум-поп, в котором, по-хорошему, только приятные мелодии — но иногда этого достаточно.
Мозес Самни — «Græ»
Moses Sumney проговаривает на «Græ» тему мужественности очень тонко и точно. Для исполнителя это война во имя свободы быть самим собой, сопротивление навязанным обществом стереотипам. И поэтому вопреки «идеалу мужественности», дегуманизирующему мужчину как субъекта, Moses Sumney может позволить себе плакать в клипе на песню «Polly», посвященную любви к женщине, которую в России принято называть в лучшем случае «шкурой». Moses Sumney на «Græ» вновь поднимает тему отсутствия в его жизни романтической любви, и в конце концов смиряется с этим, принимая как данность «isolation».
«Græ» — музыка, существующая вне жанровых рамок, которая сопротивляется делению по цвету кожи. Можно было бы применить к «Græ» термин арт-поп, если бы он не был отчасти синонимом чего-то искусственного и вычурного.
Tame Impala — «The Slow Rush»
Ещё один альбом, который хотелось бесконечно ругать после выхода, а теперь… тоже хочется. Главным образом, за неспособность удержать внимание — спустя время его хочется переслушивать лишь моментами. Но хайлайты, рассыпанные здесь в самых неожиданных местах, спасают. Помогает и определяющее примущество релиза — звук. Подробный, выверенный и открывающийся по-разному в зависимости от степени вовлечённости. Если закрыть глаза, надеть наушники и вслушаться в каждую мелочь, то можно услышать кучу интересных решений в саунде и даже в мелодиях. Жаль, что настроение музыки Tame Impala как-то не вяжется с каким-то интеллектуальным трудом и попытками альбом именно расслушать, и это главная проблема — если пустить музыку фоном, то «The Slow Rush» вряд ли вызовет какие-то эмоции.
Тейлор Свифт — «Folklore»
Задуманный и сочинённый во время пандемии, но при этом полноценный и производящий впечатление монументального, альбом стал экспериментом для певицы — это современный инди-фолк без высоких интонаций, звук которого диктуется в основном фортепиано. К уже привычному соавтору и продюсеру Джеку Антонофф присоединились, например, братья Десснеры из The National. Несмотря на их участие (простите), «Folklore» получился интересным, приемлемо разнообразным и совершенно не скучным.
Это не судьбоносный альбом в дискографии Тейлор, не обозначающий этапы биографии и, при своей терапевтической уместности, явно не альбом на злобу дня. Не шаг вперёд, а шаг в сторону — как случайный импульс, превратившийся в 16 треков. Тейлор и сама признаёт, что «Folklore» — «коллекция песен и историй, которые текли как поток сознания». Внезапный и отличный альбом, с одной стороны, требующий внимания и фокусировки, с другой, бьющий в сердце уже на первых треках. Один из главных меланхоличных релизов года, причем вне жанровых рамок.
The Beths — «Jump Rope Gazers»
На редкость приятная гитарная музыка, насыщенная бойкими мелодиями, полная озорства и сквозящей юношеской печали. Меланхоличную составляющую альбома музыканты оправдывают тем, что песни сочинялись во время гастрольного тура, и настрой их диктовался скучанием по близким — своего рода милый привет из предыдущей реальности.
Хорошая работа для повзрослеших подростков, кому и юная бойкость близка, и рефлексия, и связь с реальностью.
The Strokes — «The New Abnormal»
Показательно, что Билли Айлиш назвала альбом «The New Abnormal» любимым релизом за многие годы, хотя сама певица родилась уже после выхода культового дебютника группы. И ей легко поверить — The Strokes действительно вернулись в отличной форме.
При прослушивании последнего альбома группы возникает странное ощущение — если 20 лет назад группа тосковала по музыке 70-х, то теперь их ностальгия будто бы отчасти обращена на самих себя времен «Is This It», а также на другую популярную музыку начала 00-х — вплоть до Daft Punk. При этом «The New Abnormal» является очень своевременной и в каком-то смысле утешительной записью для всех, заставших 2020 год.
The Weeknd — «After Hours»
Как и в случае c «Magdalene» FKA Twigs, Эйбел Тесфайе делает искусство из светской хроники — новый альбом «After Hours» посвящен его непростым отношениям с супермоделью Беллой Хадид и запрещенными веществами. The Weeknd наконец смог сделать то, что явно так давно хотел — а именно записать практически идеальный поп-альбом, своего рода блокбастер от мира музыки, при этом без одного фита.
The Weeknd просто берет те или иные жанры и приспосабливает их для создания безотказных поп-хитов. Новый альбом подтверждает состоятельность The Weeknd как мейнстримового поп-артиста, который за 10 лет умудрился не растерять свой талант и не разучился писать внятные и яркие хиты. Характерно также, что один из лучших поп-альбомов года создавался артистом в режиме добровольной самоизоляции еще до того, как мир узнал о коронавирусе.
Topiary Creatures — «Tangible Problems»
«Привет, мы Topiary Creatures и мы играем бойкий, зажигательный и замысловатый инди-рок», — примерно так выглядит приблизительный перевод описания группы с Bandcamp. Так и звучит! Главное тут, при общей непретенциозности в аранжировках, максимально популярные мелодии и вокал — неожиданно мягкий, нюансный, даже кроткий. Артём из Boring Emo сравнил голос вокалиста с голосом Йонаса Берре из Mew, но мне первыми вспоминаются TTNG или As Cities Burn— всё из-за этой деликатности, которая в подобной, часто однообразной музыке, подкупает.
Джесси Уэр — «What’s Your Pleasure?»
Полузабытая Джесси Уэр вернулась с релизом «What’s Your Pleasure?», на котором она неожиданно развернулась в сторону прыгучего и сексуального диско-попа — то есть по сути зашла на территорию той же Дуа Липы. Однако результат у Джесси получился куда раскованнее, талантливее и изящнее. При этом ей удалось сделать жанрово монолитный (что редкость для 2020 года) поп-альбом, который держит внимание слушателя на протяжении всех 12 песен.