• Мнения
Домой Мнения Монеточка и Гречка поют о России - но совершенно по-разному

Монеточка и Гречка поют о России — но совершенно по-разному

Сложился определенный консенсус насчет того, что “Переживу” — лучшая песня на “Декоративно-прикладном искусстве”, я этого мнения не разделяю и отдаю предпочтение “Папиной любовнице” и “Мартовским котам”, но интересно сравнить ее с недавними вещами коллег Монеточки, например, с “Outro” последнего альбома “Хаски”, на котором последний после часа мамлеевщины на “Хошхоноге” будто бы суеверно читает заклинание-заговор от смерти. Как и “Переживу”, “Outro” вполне можно трактовать двояко, и мысль о том, что эта песня о России, вполне имеет право на существование. В свою очередь в “Переживу” присутствует своего рода рэперская бравада, и лично мне ее легко представить в устах какого-нибудь Нойза МС.

Прискорбно малозаметной, по сравнению с “Переживу”, в этом году оказалась песня “Русская тоска” Гречки, с которой поначалу Монеточку все постоянно сравнивали, хотя у певиц не было ничего общего, кроме юного возраста. В отличие от “Переживу”, “Русская тоска” эмоционально открытая и прямолинейная песня без капли постиронии, из-за чего Гречка оказывается в более беззащитной позиции, становясь уязвимой для обвинений в наивности и прочих смертных грехах. И в то же время, на мой взгляд, эта позиция более сильная и выигрышная. 

Именно “Русская тоска”, несмотря на свое название, является как раз по-настоящему жизнеутверждающей песней (и, если хотите, патриотической). Предположим, в “Переживу” на самом деле идет речь в том числе и о вечной России как о безличном государстве, которое “и вас, и нас” переживет, несмотря на “Союза крах” и “герметичные запайки на цинковых гробах” — если вас обрадует эта мысль, то поздравляю, вы Юля Чичерина. Думаю, тут уместно сравнение с 7-ой симфонией Шостаковича — если вам нравится думать, что это произведение “про героизм советского народа” — ок; если считаете, что оно посвящено экзистенциальному страху и ужасу — тоже ок. Лиза Гырдымова, конечно, не Шостакович, но, надеюсь, и не Чичерина, и под маской иронии прячет сложные и противоречивые чувства. 

В то же время Гречка ничего не прячет — ей “здесь больно быть собой”, и какая, собственно, разница, что кто-то тебя переживет. Гречка поет о своей “русской душе” и пламенном сердце, которое горит “вечным огнем”, при этом грозится расправиться с мрачным прошлым и уничтожить ту самую “русскую тоску”. Певица дает самой себе обещание действовать и “зажигать погасшие огни”, а не пассивно “пережить” те или иные события, и песня в случае со мной действительно работает и необыкновенно воодушевляет. Как The National сделали свою песню “Mr November” посвящением Обаме спустя несколько лет после ее выхода, так и Гречка теоретически могла бы в будущем подарить “Русскую тоску” какому-нибудь человеку, который пообещал бы снова сделать Россию великой, и за эту песню нам можно было бы ей все простить.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ

30 лучших зарубежных альбомов года (часть 2)

Продолжаем подводить итоги года и вспоминать свои любимые альбомы со всего мира. часть 1 / часть 3

30 лучших зарубежных альбомов года (часть 1)

Если вы думали, что вчера мы завершили подводить музыкальные итоги года, то ошибаетесь - впереди еще много чего интересного. Начинаю вспоминать наиболее...

30 лучших российских альбомов 2023 года (часть 3 — финал)

Вся эта неделя на нашем канале посвящена подведению итогов года. Сегодня - 10 российских альбомов, которые сделали мой год. Абсолютно искренне считаю...
X
Перейти к верхней панели