• Топ По Фактам

20 лучших русских альбомов третей четверти 2020 года (июль — сентябрь)

С июля по сентябрь мы послушали множество отличных альбомов, выпущенных русскоязычными артистами, и многие из них были незаслуженно обделены вниманием публики. Предлагаем это как можно скорее исправить — канал «По фактам» традиционно подводит ежеквартальные итоги, отобрав 20 лучших отечественных релизов за последние 3 месяца: от Вити Исаева и Зарницы до Лели и Buttechno.

Леля — Summer Child

В этом году было уже немало южного R&B в исполнении фрешвумен — на ум здесь приходят как минимум ANIKV и Dequine, и от певицы Лели из Алматы легко отмахнуться, как от “еще одной из”. Действительно, в последнее время подобной музыки становится слишком много, но альбом Лели “Summer child” — несколько особый случай. Ее песни намного изобретательнее, тоньше, свободнее, и в то же время танцевальнее и хитовее (хочется попросить прощения за это слово, но здесь оно как никогда уместно). При этом на месте расхожего трэп-минимализма ANIKV и прыгучего поп-фанка Dequine на “Summer child” небанальный и многослойный синтезаторный саунд, в котором ты порой в буквальном смысле утопаешь, как сама Леля в зелени на обложке альбома.

Витя Исаев — «привет!как дела?»

Витя известен как продюсер, ответственный за звуковое наполнение последних альбомов Монеточки, как ностальгирующий по поэзии Серебряного века артист БЦХ и, если покопаться, как ещё много кто, но на этом альбоме он, кажется, чуть ли не впервые предстал самим собой. Получилось отлично и без неспешно набивающих оскомину реверансов в сторону советского и досоветского прошлого. Это интеллектуальный и умеренно новаторский поп, на который не особо примеряются тренды — частично обращённый к прошлому, но звучащий свежо и не вторично. Спокойная и продуманная работа, не вызывающая быстрых восторгов, но создающая приятнейшее впечатление.

cadeu — «hy»

Петрозаводский электронный музыкант Cadeu выпустил на лейбле Hyperboloid новый альбом “hy” — один из самых замороченных и попросту лучших российских электронных релизов года. По сути это IDM, понятый сквозь призму современных deconstructed club и басс-музыки. Cadeu препарирует UKG и брейкбит, конструируя из элементов хорошо знакомых жанров нечто совершенно новое. За тем, как постоянно мутируют треки на “hy” очень увлекательно следить — этот тот редкий случай, когда техническая изощренность и сложность самой музыки не становятся самоцелью для автора.

«Зарница» — «На самый главный вопрос ответ»

Третий альбом «Зарницы» — одной из самых непродуктивных и при этом популярных групп условной московской панк-тусовки. Всего шесть треков и довольно разных: тег «эмо» сквозит везде, но не обошлось без привычных концертных гимнов (точнее припевов, которые по-любому подхватятся толпой) и экспериментов в виде, например, синти-поп-трека. Ну и главные фишечки остались на месте — танцевальные ритмы и слегка наивный вокал, юношеская рефлексия и взрослая ирония в текстах. К альбому мы выпустили большое интервью — там ребята рассказывают о каждой песне, можете почитать.

Murda Killa — «D.S.H.H.»

В посмертных альбомах поклонники часто любят выискивать признаки того, что их любимый артист “догадывался о будущем” — однако в случае Murda Killa это в принципе бессмысленно, ибо о смерти он читал постоянно. Последний альбом рэпера «D.S.H.H.» оказался одним из его самых личных релизов — здесь почти нет жутких сказочек, вдохновленных будто бы мемфис-рэпом и Мамлеевым одновременно. Вместо этого Murda Killa явно читает о самом себе, предпочитая быть безжалостно честным, говоря об одиночестве, неустроенности, бедности и наркозависимости.

«Пасош» и «Увула» — «Снова возвращаюсь домой»

Напористее «Увулы» и чувственнее «Пасоша» — так звучит альбом спонтанной супергруппы, у которой на выходе получилось какое-то эмо. Собственно, тем альбом и хорош, что минусы каждой из групп взаимокомпенсируются: безэмоциональная гнусавость Петара Мартича звучит куда лучше, когда сдобрена категоричной мягкотелостью и ранимостью в голосе Алексея Августовского. Тут всё получается бойко, эмоционально и шумно — немного шугейза тут очень к месту.

x.y.r. — «Pilgramage»

На «Pilgrimage» всего два трека продолжительностью по 20 минут, но каждый из них хочется слушать бесконечно. Это медитативный нью-эйджевый трип с флейтами, пением птиц и имитирующей падающие капли воды перкуссией — под такое можно себе нафантазировать что душе угодно. «Pilgrimage» по атмосфере максимально близко приближается к вэйпорвейву, хотя подход к созданию музыки, конечно же, здесь совершенно другой — и явно гораздо более трудоемкий. Пожалуй, один из самых упоительных релизов Владимира Карпова.

Леван Горозия — «Рассвет»

Стоит признать, что Горозия — редкий пример на отечественной хип-хоп сцене красиво взрослеющего рэпера, сохраняющего при этом адекватность. Леван в свои 35 лет выдаёт пусть и слегка наивные, но воодушевляющие тексты, сопровождаемые в этот раз живыми и теплыми инструменталами. Легкий регги «Не жалей», стильный фанк «Северный ветер», бодрые диско-вещи «Поверь мне» и «Новый герой» с прислэпованным басом и акустическая поп-баллада «Не покидай» как бы намекают, что старый Элван, танцевавший локтями, остался в прошлом, а взрослый Горозия способен приятно удивить музыкальным разнообразием.

«Сверкай» — «Дева в беде»

В августе вышло чрезвычайно много чувственной музыки с женским вокалом и «Дева в беде» — пожалуй, главный альбом месяца в этом условном жанре. Юля из Sewage Sour тонко работает со звуком и ещё тоньше с голосом и лирикой — на этапе синглов проникнуться может не получиться, но на дистанции альбома «Дева в беде» работает отлично.

«Париж, Техас» — «Четыре Два Семь»

«Четыре Два Семь» — дебютный мини-альбом от участников групп Jesus Sister и Пожары Пожары. По настроению EP ближе всего к мидвест эмо, а по звучанию — чуть ли ни к дрим-попу. Благодаря этому песни дуэта вобрали в себя одновременно эмоциональную открытость и мечтательность, но при этом оказались избавлены от клише обоих жанров. На «Четыре Два Семь» всего три песни — зато все они прекрасны.

Joseph — «Комета»

Дебютный альбом Joseph вполне вписывается в тренд романтичного уфимского R&B, который несколько поутих в последнее время, при этом «Комета» выгодно выделяется на фоне коллег типа Томаса Мраза и Basic Boy, в последний годы заходящие в своих экспериментах порой слишком далеко и перебарщивающих с эклектичностью. У Joseph же получился стилистически однородный альбом с акварельно-мечтательными песнями про любовь, кометы и подводные глубины.

«Комсомольск» — «Ближний свет»

Неожиданно трагичный и непростой в формах песен альбом от группы, которая ещё недавно ассоциировалась исключительно со столичными фестивалями, весельем и благополучием. Однозначных хитов тут почти не заметно, а танцевать под «Комсомольск» стало труднее, но слушать стало точно интереснее.

Buttechno — «PSY X»

За этот год Павел Миляков, он же buttechno, выпустил уже множество самого разного материала, однако именно “PSY X” — самая убедительная работа, что мы слышали от этого электронного музыканта в 2020 году (а может, и вовсе за все время). Угрюмое скоростное техно на “PSY X” постоянно сменяется тревожными зазеркальными секвенциями, будто бы созданными для какой-нибудь видеоигры в жанре киберпанк. Этим летом уже вышел альбом ремиксов к первой части Deus Ex — но проходить культовую игру, которой в этом году исполнилось 20 лет, под “PSY X” будет еще увлекательнее.

Линда — «ДНК Мира»

В последнем и неожиданно отличном альбоме Линды есть отголоски тех самых «Песен тибетских лам» (с поправкой на время), цепкость мелодий фадеевской эры (было время, тот ещё не поехал кукухой) и много занятной и взрослой эзотерики во весь рост, порой даже слишком неожиданно звучащей для почти эстрадной, вроде как, певицы. Любовь на грани guilty pleasure — хотя, кажется, мир в принципе не заметил этот альбом, хейтить там просто нечего.

Хаски — «Хошхоног»

Для Хаски это совершенно новая интонация, явно подсмотренная у екатеринбургской группы “Птицу емъ”. Из внешне пронзительно-искреннего и несколько сентиментального провинциала, каким он казался (или хотел казаться) на “Любимых песнях (воображаемых) людей”, Хаски окончательно превратился в трикстера-постмодерниста и нигилистичного ерника, для которого нет ничего святого. «Хошхоног» вполне адекватным будет считать также очередным перфомансом Хаски, целью которого будто бы является отстоять творческую свободу и выжить, причем в буквальном смысле.

«Вещь» — «Механические звуки для ритмической экспрессии»

Incompetence Records Евгения Горбунова из ГШ и Интуриста продолжает поддерживать репутацию лейбла с самым узнаваемым звучанием на российской инди-сцене. Да, это вновь абсурдный авант-рок, словно записанный в поздне/постперестроечный период, с буйным саксофоном и ноу-вейвовыми гитарами. В то же время во внешне бессвязных текстах ВЕЩИ проглядывает российская реальность с ее насилием и культом потребления.

Polnalyubvi — «Сказки лесной нимфы»

Музыка polnalyubvi — это привет как нынешним фолк-исследователям вроде Kira Lao, так и проектам прошлого, например, Fleur. «Сказки лесной нимфы» — не самый содержательный альбом, в котором почти всё решают стилевая выдержанность и красивые мелодии. Возможно, это когда-нибудь надоест, но пока рецепт точно работает.

Словетский, Dj Nik One — «MONTANA II»

Участник группы «Константа» Словетский выдал сиквел своего прошлогоднего релиза «Montana», и музыка DJ Nik One здесь особенно впечатляет — такое ощущение, битмейкер явно метит на место русского The Alchemist, тем более что ниша по сути никем не занята. Сам Словетский читает нечто абстрактно-криминальное — разобраться в текстах, наверное, смогут лишь преданные поклонники жанра, но, если продолжать аналогию, русскому The Alchemist нужен свой Фредди Гиббс — так что все сходится.

«Семинар» — «Да!»

Орущий и стремительный, припанкованный и приэмованный инди-рок от Расела из «Спасибо», Кирилла из «Пасош» и Влада из Cruel Tie и Bicycles for Afghanistan. Альбом записан будто случайно и от того кажется более непосредственным — ни месяцев сведения, ни масштабного промо, ни пачки клипов. Просто музыка здесь и сейчас.

Werfol — «Indignation»

Werfol словно упаковывает в своих треках урбанистическую индустриальную пустоту, с легкостью жонглируя жанрами электронной музыки в диапазоне от даб-техно до джангла и дарк-эмбиента. В пресс-релизе лейбла Dissonance говорится, что на “Indignation” “выразилась рефлексия токсичного городского вайба” — любопытно, что местами треки Werfol действительно напоминают “токсичный даб” великой екатеринбургской группы “4 Позиции Бруно” — с поправкой на то, что ее участники будто бы научились управляться с современными басами (см. трек “Vnizu”).

15 лучших русских альбомов первой четверти 2020 года

22 лучших русских альбома второй четверти 2020 года

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

X
Перейти к верхней панели