Сегодня исполняется ровно 15 лет “Takk…” Sigur Ros — первому альбому исландской группы на мейджор-лейбле и последнему по-настоящему великому в их обширной дискографии.
По сравнению с более ранними релизами Sigur Ros, “Takk…” считается более приземленным и доступным — и с этим сложно поспорить. Здесь вместо выдуманного языка hopelandic солист группы Йонси предпочитает чаще петь на родном исландском языке, так что на “Takk…” можно понять хотя бы в переводе, о чем идет речь в песнях — а именно о сияющем солнце, потерявшемся в море рыбаке, стогах сена и лужах после дождя. Не хватает разве что песни о тающих ледниках и вулканах с непроизносимыми названиями — кажется, будто Sigur Ros нарочито делали все возможное ради формирования мифа об Исландии и самих себе, и в тот момент это действительно работало.
Sigur Ros к 2005 году, когда вышел альбом, стали доступнее и с музыкальной точки зрения. Треки на “Takk…” получились короче, театральнее, ближе по структуре к формату классической поп-песни, а гармонии — теплее, человечнее и оптимистичнее. Все это принесло свои плоды — сентиментальные и богато аранжированные песни исландцев впоследствии были использованы в многочисленных документальных фильмах о природе, транслировавшихся по ТВ спортивных мероприятиях и сериалах. Sigur Ros явно двигались куда-то в сторону глобалистского поп-рока Coldplay и эпических диснеевских саундтреков, но еще не утратили своей самобытности и умения сочинять совершенно пронзительные вещи. Честно говоря, мои самые любимые треки на “Takk…” не выходили синглами — это трогательный вальс “Sé Lest”, “Mílanó”, похожий на пост-роковую версию “Chariots of fire” Вангелиса, Arca-образный “Gong” и душераздирающая мелодрама “Svo Hljótt”.
На обложках большинства ранних альбомов Sigur Ros можно увидеть изображение маленького ребенка или плода. Ностальгия по детству — вообще сквозной мотив всего творчества Sigur Ros, но на по-особому сентиментальном и сравнительно более приземленном “Takk…” со школьником/школьницей на обложке он раскрывается с особой силой. Детское мировосприятие и нарочитая наивность — те черты, благодаря которой Sigur Ros той поры (а также некоторые другие исландские музыканты нулевых, такие как Mum) до сих пор сильно выделяются на фоне остальной поп-музыки. Кажется, на всех них, включая Бьорк, сильное влияние оказал “духовный минимализм” Арво Пярта. Как и эстонский композитор, Sigur Ros явно были адептами его “новой простоты”, причем воплотили ее в жизнь еще выразительнее, используя многообрази средств поп-музыки. Песни на “Takk…” сконструированы из пущенных задом наперед семплов, по-весеннему звенящего оркестрового эмбиента, вальсирующей духовой секции, раскатистого рева гитар, извлекаемого посредством смычка, и, конечно же, ангельского голоса самого Йонси.
“Takk…” лично я воспринимал всегда как прощальный альбом Sigur Ros, и по сути он им и является. То волшебство и детское мироощущение из песен исландцев впоследствии улетучились, как и дети с обложек их альбомов. Возможно, “Takk…” — последний значимый альбом пост-рока, если не считать “Allelujah! Don’t Bend! Ascend!” Godspeed You! Black Emperor (хотя канадцы на самом деле лишь записали в студии свои старые пьесы начала нулевых). В 2005 году жанр вообще пост-рок как жанр вообще потерял смысл с возникновением третьесортных подражателей Mogwai и вала бесчисленных британских групп типа Arctic Monkeys, “возрождавших рок”. Что же касается пост-рок ривайвла (тег: ирония) — солист Sigur Ros Йонси выпускает 2 октября первый за 10 лет сольный альбом, записанный с шведской певицей Робин, Элизабет Фрейзер из Cocteau Twins и главой PC Music A. G. Cook. Судя по всему, теперь Йонси метит в поп-звезды уровня той же Робин или Арки.
Также хочется обратить внимание на нетипичные для начала 00-х клипы Sigur Ros, все очень красиво снятые, при этом в лоб говорящие о подростках, людях с особенностью развития и опасности грядущей экологической катастрофы (клип «Vaka» («untitled #1”) даже получил в 2003 году премию MTV Europe Music Awards за “Лучшее видео”). Да и видео на “Hoppípolla” с впавшими в детство стариками можно при желании трактовать не только как гимн вечной молодости, но и как антиэйджисткое высказывание.