Тёплой московской ночью 12 июля 2020 года, пополнив “Клуб 27”, умер рэпер Murda Killa (известный в миру как Максим Решетников). Мешать алкоголь с рецептурными препаратами — всегда плохая идея, особенно когда жизнь “налаживается”.
“Вечер затих, плачет луна на переулке невидимым светом
Снова один, снова до дна, снова внезапно кончается лето”
(“Осложнения от нейролептиков” / альбом “D.S.H.H.”)
Только в малорадостном 2020 году у Макса вышло 2 альбома — сольный “Один ноль пять” и совместный с Сашей Скулом “Навьи тропы”. Третий же “D.S.H.H.”, согласно заранее намеченному плану, был опубликован 24 июля, уже посмертно.
Murda был на редкость продуктивным музыкантом. Одних только собственных релизов с 2015 года насчитывается 16, не считая участия в различных коллаборациях с близкими по духу музыкантами. И цифра 16 за относительно недолгий период вовсе не говорит о “штампованном” подходе, а скорее наоборот — об эволюции стиля.
В ранних треках (ещё англоязычных или полностью инструментальных) чувствуется влияние мемфис-рэпа, известного своей гнетущей атмосферой с закосом под эстетику кассетного звучания с протяжными синтезаторными завываниями за заднем плане.
Но начиная с альбома “TakeAnotherSacrifice” совместно с текстами на русском языке, перед слушателями материализуется и сам лирический герой — микс повествователя и участника событий.
“Я просто рассказываю приколы, как я выхожу из могилы и нюхаю амфетамин с могильной плиты” (с) Максим Решетников
Как подростки 2000-х угорали под музыкальными триллерами КиШа “Проклятый старый дом” и “Ели мясо мужики”, так для поколения Z путешествие по страшным сказкам можно совершить, например, в композициях “Чаща” и “Пугало”.
В темной чаще воет ветер и гуляют огоньки —
Приходи сюда под вечер, бегать наперегонки
(“Чаща” / альбом “Темнота”)
Как ярый любитель метафизики (в том числе творчества Юрия Мамлеева) огромное место в песнях отдано теме потустороннего. Идея перевоплощения неживого в живое и обратно, ирреальность происходящего на твоих глазах чего-то, что выходит за рамки законов природы. И совершенно неясно, является ли именно оболочка “дневного” мира настоящей, а не те силы и сущности, которые высвобождаются на волю при наступлении темноты.
Холодок пробегает при прослушивании трека, написанного от лица трупа в могиле:
“Мне дали бесконечность в дар, мне показали небеса
Но я бы всё сейчас отдал, чтобы ещё раз открыть глаза”
(“Темнота и сырость” / альбом “Темнота”)
Особую радость в творчестве Murda смогут найти маленькие любители криминалистики. Не считая десятков песен с упоминанием убийств и расчленёнки, особая дань уважения оказана деятельности известных маньяков.
Джеффри Дамер:
“Самый модный психопат, MURDA JEFFREY DAHMER!
Избегаешь этот взгляд, я как Jeffrey Dahmer”
(“Джеффри Дамер” / альбом “Murderland” )
Александр Спесивцев:
“Цепь так нежно обхватила шею
Ты же будешь моей милой феей?
Предыдущих помнит морозилка
Твои слезы у меня на вилке”
(“Пора к врачу” / альбом “Это я — Мёрдочка”)
Александр Пичушкин:
“Пробираясь через ветки вылезаю из кустов
Ты ныряешь в тот коллектор, будто ёбаный Кусто
На дорожку стопка водки, прямиком в последний путь, о
Эти жалобные нотки, ночью снова не уснуть”
(“Maleus” / альбом “Murderland”)
Несмотря на поэтическую фиксацию разнообразных зверств и садизма, при этом важно отметить, что любование процессом как таковое отсутствует. Акцент скорее идёт на обличение главной проблемы — душевной смерти, влекущей за собой весь остальной мрак.
Одиночество в холодном окружающем мире и сердечная черствость в замесе со злоупотреблениями веществами и жидкостями приводит к постепенному саморазрушению. От альбома к альбому эта тема довольно зримо нагнетается.
“Я лежу на ламинате как упавший бычок
И мне однозначно хватит, но мне надо ещё”
(“Yung sorrow” / альбом “D.S.H.H.”)
Вообще при прослушивании последнего альбома, не оставляет ощущение фатальной предсказанности. Будто бы вплотную приблизившись к тонким мирам, Максим волей-неволей “наванговал” свой уход.
И мне не стать твоим кумиром
И мне не стать уже вообще никем.
Я в глубине своей квартиры
Я в тишине этих холодных стен
(“Одиночный клуб” / альбом “D.S.H.H.”)
Так прокомментировал произошедшее близкий друг Максима и его музыкальный соратник Саша Скул, с которым они виделись накануне трагедии: “Странная смерть. Странный уход. Дико неожиданно это было… У него там планы есть, вся х..ня. Как бы разговариваем — в целом ни х*я не собирается умирать, всё наоборот совершенно нормально. Наоборот на таком позитиве и бряк — следующей ночью всё, он больше не выходит онлайн”.
Тысячи комментариев фанатов на официальной странице Murda Killa говорят об этом и том же: больше месяца, а всё ждут, что сегодня-завтра Максим выйдет онлайн и извинится за эту уже несмешную и затянувшуюся шутку.
“Цените каждое мгновение, которое Бог вам выдал в этой ёбанной жизни, нах*й”.. (с) Максим Решетников