Записи легендарной британской арт-панк группы This Heat впервые появились на стримингах — в том числе и один из самых изобретательных и непредсказуемых альбомов всех времен “Deceit”.
При переслушивании “Deceit” в очередной раз поражает, насколько к релизу не клеится тэг “80-е” — This Heat практически не с кем сравнить из их современников. Да, в то время на британской сцене существовали такие авант-роковые коллективы, как Art Bears и Henry Cow, а в музыке This Heat есть ощутимое влияние американских коллег Pere Ubu. Тем не менее, именно на “Deceit” семидесятнические прог-рок, фри-джаз, панк и пост-панк мутировали в нечто настолько радикально новое, что сравнивать песни This Heat хочется с музыкой, появившейся на десятки лет позже. В истории наберется на так много примеров записей, которые настолько опередили свое время.
Уже на предшествовавшем “Deceit” мини-альбоме “Health and Efficiency” можно найти жанровые черты, характерные для расцветших в 90-е годы мат-рока и пост-рока, но при прослушивании “Deceit” подобных ассоциаций становится еще больше. Параноидальные гармонии, суетливые ритмы, сам подход к звуку — все на альбоме This Heat мало соотносится с 1981 годом, в котором и вышел релиз, как и сквозная для “Deceit” тема экзистенциального ужаса. Участники группы всерьез опасались начала ядерной войны между супердержавами — финальная, наиболее абстрактная композиция на альбоме “Hi Baku Shyo” (“конкретная музыка” как она есть) рисует пост-апокалиптическую картину мира, который уничтожил сам же человек (просто для контекста — о скором окончании холодной войны между США и СССР на тот момент никто и не мечтал, в Европе продолжался левый террор, началась Афганская война, в Иране только что произошла Исламская революция, а “красные кхмеры” уничтожили четверть населения Камбоджи).
За сведение “Deceit” отвечал Мартин Фредерик, работавший с регги-артистами — в результате тут и там на альбоме This Heat можно услышать характерные для даба приемы. А песня “Cenotaph” с ее будто бы кривыми размерами и специфическим раскачивающимся ритмом и вовсе звучит так, будто пост-панк группа побывала в будущем и решила играть пост-дабстеп в 1981 году.
Немало на “Deceit” и элементов этнической музыки со всего мира, причем интересно, каким образом This Heat присваивают ее. В 80-е годы в среде белых музыкантов доминировал ориенталистcкий взгляд на музыку Третьего мира, что нередко приводило при заигрывании с ней к весьма китчевым результатам. This Heat же на “Deceit” будто хорошо осознают, что находятся в глобальном мире, элементы из музыки Третьего мира в контексте их песен не кажутся чужеродными и находится на равных правах с остальными. “Deceit” воспринимается именно как как музыка большого многонационального мегаполиса — послушайте только трек “Independence”, в котором ямайский дабовый ритм сосуществует с ближневосточными (?) мотивами. Ближайший аналог “Independence” можно обнаружить разве что в творчестве героев нулевых Gang Gang Dance, да и сам подход к созданию мультикультурной музыки кажется здесь очень близким.
Несмотря на всю необычность и авангардность “Deceit”, по сравнению с первым альбомом песни This Heat здесь стали гораздо более структурированными и удобоваримыми. На самом деле на “Deceit” полно запоминающихся и доступных, почти гимнообразных мелодий — даром что This Heat успели даже поиграть на разогреве у U2, пусть и не ставших тогда еще по-настоящему стадионной группой.
Аналогии между “Deceit” и современными артистами, кажется, можно проводить до бесконечности — вот тут есть сближения с Animal Collective, а тут — с Black Midi и Protomartyr (“history repeats itself”, поют This Heat по совсем другому поводу в той же “Cenotaph”). Спустя 40 лет “Deceit” по-прежнему способен удивлять — как тех, кто до этого никогда с ним не был знаком, так и тех, кто переслушивал эти песни уже десятки раз. Взрывная энергия This Heat за прошедшие годы ничуть не потеряла в своей силе, а предчувствие большого п**деца для 2020 актуально ничуть не меньше, чем для начала 80-х.