В последние годы мы все чаще слышим и говорим об эмо-ревайвле, замечаем все больше групп жанра, в том числе и с девушками на вокале. Мы не призываем как-то обособлять эти группы от прочих, и убеждены, что в большинстве случаев их стоит слушать без поисков дополнительных смыслов и, например, феминистических месседжей. Достаточно прелюдий, ниже — 10 групп с девушками на вокале, играющих эмо или что-то около того. Плейлист в конце статьи.
botanichesky sad, Москва
Одна из самых заметных и активных групп жанра в России, исполняющая экспрессивный панк-рок по эмо-заветам из 90-х. Тексты — о проблемах подростков нынешних и вчерашних, внезапно повзрослевших (первым вспоминается «Гроб» с претензией на стадионный хук в строчках «Мне платят, чтобы я ненавидел себя и людей вокруг, однажды я стану свободней, когда надо мной хлопнут крышкой гроба»). В прошлом году у botanichesky sad вышел их главный на нынешний момент релиз «Сегодня просто не мой день» — самый высокооценённый русскоязычный эмо-альбом 2019 года по данным рейтинга блога Boring Emo. Недавно группа подписалась на лейбл участников «Пасош» «Домашняя работа», сейчас работает над новым материалом.
«Контактный зоопарк», Москва
Второй вспоминается переехавшая с Камчатки в Москву группа «Контактный зоопарк». В их музыке слышны черты того же botanichesky sad, но в целом она кажется чем-то между жанров — также вспоминаются, например, какие-то поп-панк-группы с девичьим голосом с CD-сборников начала нулевых («Типа панки и все такое», «Панки в городе», etc). Вокал чистый, тексты часто иронично-шутливые, хотя тоже о вечных подростково-взрослых проблемах. Хочется отметить какие-то проблемы с записями — до относительно хорошо сделанного прошлогоднего релиза «О том, как сберегли друг друга» слушать группу как-то кроме как живьем решительно не хотелось. Возможно, это субъективно.
«даша онзероад», Москва
Эмо в широком смысле слова, охватывающее субжанры от мидвеста 90-х до всего с приставкой mall в 2000-х. Если забывать об аранжировках, оставляя в сухом остатке только песни, то проект Даши Снигиревой — один из самых интересных, и вообще заслуживает внимания не только в рамках жанра. Особенно понравится тем, кто продолжает тосковать по русской эмо-школе 2000-х — «даша онзероад» звучит приличнее, но моментами стреляет флэшбэками. Особенно в последнем сингле «Бесконечные кадры» с группой Koster.
«МЫСБИВАЕМСПУТНИКИ!», Якутск
Почти лишенный агрессии мидвест из Якутска, в котором оптимально выдержаны все базовые ингредиенты — лиричность и экспрессия компенсируют друг друга от одного мелодического момента к другому, а гитарный теппинг хоть и есть, но исключительно как предмет декора, который не успевает ни надоесть, ни навязаться. В начале года у группы вышел альбом «Приют» — с него можно начать прослушивание, а если зайдет, можно перейти к более шумному и грязному, но тоже хорошему «деймос и фобос» трёхлетней давности.
«Сияние», Санкт-Петербург
Откровенно говоря, «Сияние» образца 2020 года — и не эмо вовсе, а эфемерный шугейз, достоверно воссоздающий рычажный гитарный звук My Bloody Valentine. Чуть раньше, ещё на альбоме «Желания» 2019 года, петербуржцы звучали как чуть более плотный шугейз с эмо-налётом и вокальными партиями в стиле, например, группы «Джуна». Хорошие мелодии никуда не делись, и музыка в любом случае заслуживает внимания, только непонятно, почему все такие группы не могут звучать так же идеально, как Pinkshinyultrablast.
Materic, Санкт-Петербург
Карельская группа Materic записала один из главных отечественных гитарных релизов 2010-х, а потом надолго затихла. Сейчас группа дает концерты и, возможно, скоро выпустит что-то ещё — участники рассказывали, что закончили писать инструменталы ещё в прошлом году. В музыке единственного альбома «меж каменных плит» сочетаются эмо, скримо и шугейз, а вокал делят между собой гитарист Тим и басистка Наташа.
«Побег», Санкт-Петербург
Всего четыре трека, но история помнит — питерская группа записала self-titled миниальбом и распалась до его выхода. Качественный эмо-панк с чистым вокалом и, по велению судьбы и таланта, без единой проходной песни. Сейчас можно следить за проектом «лабрадудль» — коллектив с той же вокалисткой Светой выпустил одну песню в 2019-м (и опять куда-то пропал, ну что такое).
«Забыл повзрослеть», Санкт-Петербург
Быстрое питерское эмо без агрессии, уже в названии затрагивающие одну из основных тем жанра в 2020-м. У единственного альбома «Простые сложности» тоже говорящее название — музыка «Забыл повзрослеть» она и несерьезно-ироничная, и в то же время вся о чем-то безысходном между строк («Я не люблю говорить серьёзно / и думать перед сном / позади всегда будут звёзды / впереди погром»). В инфлюенсах участники перечисляют эмо-классику 90-х (Cap’n’Jazz, Mineral) и что-то смежное из 2000-х (Yellowcard) — что-то закономерное на выходе и получается.
«Сердоболь», Санкт-Петербург
Инди-рок от участников «Лоно», «Црвених Цветова» и «Невидимого робота». Музыка с рекордно болезненной лирикой и взрослой драматургией, лишенная любых эмо-клише и кажущаяся от этого не очень, в общем-то, эмо. Но диапазон вызываемых чувств схожий.
«Не сегодня», Орехово-Зуево
Инди, ассоциирующиеся с эмо-жанрами эпизодически — кажется, к чему-то подобному (а также пост-роковому) тянутся гитаристы, а вокалистка Анастасия выдаёт что-то в духе творчества подписчиц лейбла «Холодные звуки».