«Дивизия» снова в деле. Иван Смирнов о новом альбоме, эпохе «Боли» и звучании без струнного оркестра

«Краснознаменная Дивизия Имени Моей Бабушки» существует уже не первый десяток лет — когда-то инди-оркестр, насчитывавший 13 участников, выступал с виолончелью, флейтой, скрипками и губной гармошкой. Сейчас участников осталось 7, после релиза 2018 года «Дивизию» покинула бессменная солистка Яна, но группа сумела перестроиться и зазвучать по-новому. 16 июня выйдет их новый альбом «Катакомба». Солист и руководитель группы Иван Смирнов рассказал для «По Фактам» о новом звучании коллектива, нелюбимых песнях «Дивизии», отличиях эпохи «Пикника Афиши» и фестиваля «Боль» и возвращении к концертной жизни после карантина.

Журналисты привыкли называть вашу музыку «тви-попом» с отсылками к «Arcade Fire» и Туве Янссон — так говорили еще в 2012 году. С тех пор изменилось слишком многое, чтобы продолжать называть ваш стиль прежними формулировками. Как назвать музыку, которую играет «Дивизия» сейчас?

Да не нужно ее никак называть. В рамках песен, наверное, ее можно как-то жанрово определять, но в целом – мы всегда старались очень сильно меняться. На «Катакомбе» мы впервые заиграли чуть ли не хаус, R&B и даунтемпо, но вряд ли мы возьмемся называть себя даунтемпо-группой.

В паблике группы есть список ваших песен, которые вы не планируете исполнять. Какие песни в ближайшее время рискуют пополнить этот «реестр»?) И какие песни вам нравится играть больше всего?

Да нет конкретного списка. Какие-то супер-старые песни мы исполняли всего пару раз, какие-то играли так часто, что они нам уже надоели. Иногда так бывает, что после выпуска новой пластинки мы на концертах понимаем, что песня вживую «не работает». Так, например, случилось с «Дивным новым миром» — я в нее очень верил, для меня это такой большой концертный рок-хит, я его всегда старался запихнуть в сет-лист. А потом понял, что она почему-то вживую разваливается на части и не качает. Оказывается, многие из ребят тоже так думали, но стеснялись мне сказать.

Конкретно у меня есть песни, которые мне максимально приятно и интересно играть вживую – и у всех ребят они разные. Для меня это, например, «Трубный бит» или «Последнее лето детства».

Каждая группа относится к переменам в составе по-разному: «Limp Bizkit» не могут существовать без Уэса Борланда, а Тренту Резнору достаточно окружить себя любым количеством музыкантов, чтобы творить под знаком «Nine Inch Nails». Как «Дивизия» менялась с уходом старых и приходом новых музыкантов? Какая потеря (помимо солистки Яны) кажется самой невосполнимой и кого считаешь самым ценным новичком?

Новичков у нас нет – все ребята играют в группе либо очень давно, либо уже несколько лет.Оценивать уровень «невосполнимости» странно – мы же не футбольная команда. Но, понятно, когда уходят ребята, которые с нами с самого начала, это особенно горько – всё-таки целая небольшая жизнь вместе.С точки зрения музыки – сейчас мы немножко подрастеряли плотности оркестрового звука – остался только саксофон. Но мы пытаемся добиться этого ощущения за счет синтезаторов (теперь их два). Сейчас нам как раз интересно делать более воздушный свободный звук – нет нужды стараться по максимуму использовать весь оркестр.

Сколько всего человек побывало в вашем коллективе за все время? Продолжают ли они заниматься музыкой?

Я недавно считал – больше двадцати. Есть даже те, с кем мы совсем потеряли связь. Но с большей частью ребят мы дружим и общаемся постоянно. У некоторых наших бывших участниц даже есть специальный чатик с названием «Старая гвардия» 😉 Что они там обсуждают – даже представить страшно. Музыкой занимаются не все, но многие.

Что нового можно будет услышать на вашем очередном альбоме? Какие события повлияли на его создание?

8 новых песен, разных, экспериментальных и, как мне кажется, нескучных. Мы во многом перепридумали себя – этот импульс и стал главным источником вдохновения.

Песня “Тостер” вышла в разгар митингов и Оккупай-Абая, из-за чего у нас теперь ассоциируется с оппозиционным оптимизмом того времени (закончившегося после Болотного дела). Это было совпадением или так было задумано?

Я впервые слышу про такое сопоставление. Песня «Тостер» не имеет к этим событиям никакого отношения. Иначе выходит, что мы все домашние предметы на кухне у Путина. Я лично не чайник.

Какая эпоха вам симпатичнее — «Пикника Афиши» или фестиваля «Боль»? Кто из молодых исполнителей вам симпатичен?

Отличный вопрос. Концептуально вся эта история с «Болью» и вообще нынешней движухой дико крутая и живая. Но мы частью этого не стали, а поколение «Пикника Афиши» это наше поколение, наши ровесники – мы вместе играли и слушали друг-друга на фестивалях, со многими дружим и сейчас. Тогда была очень органична эта история про какую-то воображаемую внутреннюю Европу в центре Москвы, а сейчас она кажется и комичной, и трагичной – настолько атмосфера в городе стала другой. На нас, как на часть какой-то условной тусовки, это влияло, но как на музыкантов – не особенно.

Мы почти сразу перестали петь на английском, и все мои самые любимые русские группы всегда пели на русском. Я вот очень люблю группу «Pompeya», но та же «Петля Пристрастия» — моя большая настоящая старая любовь, вот кто на меня как на автора текстов действительно повлиял. Или Арсений Морозов и все его проекты – вот кто вообще всю эту современную русскую волну еще тогда придумал и до сих пор остается актуальным.

Лично я считаю себя в первую очередь частью поколения фестиваля «Пустые холмы». Это очень важные 4 года моей жизни. Этот фестиваль и люди вокруг него – самое потрясающее, что случалось со мной – оно меня перевернуло с ног на голову и сформировало. Я встретил там очень много любимых друзей, и если есть какое-то время, по которому я действительно скучаю и тоскую, то это 2008-2011 год на «Пустых холмах». Это важно и для Дивизии – мы, наверное, чуть ли не единственная группа, достаточно гармонично существовавшая тогда между «Пикником афиши» и «Пустыми холмами». И это до сих пор видно по нашей публике.Из более-менее свежих русских групп есть куча очень крутых.

Очень ценно, что со многими мы дружим. «Дайте танк», например – Дима Мосжухин лучший русский песенный поэт, фантастический чувак. «Спасибо» и «Со мною вот что» — тоже большие наши друзья и дикие крутаны. Очень нравится то, что делают «Хадн Дадн» и «Созвездие отрезок» — вторые так просто лучшая русская концертная группа сейчас. Моя отдельная боль – отсутствие актуальной русской афро-музыки, и в этом смысле большое утешение – наши друзья из Zava Matotra.

Ситуация с вирусом вынудила музыкантов выступать в онлайне. Как относишься к такому формату?

Мы все на самоизоляции в разных местах, еще даже не встречались. Так что мы не пробовали играть онлайн – судить точно не могу. Если и будем играть в этом формате, то как-то прямо по-серьезке – песни под укулеле в прямом эфире инстаграма это немножко не про нас. Хочется сделать круто.

Большая часть современных рэперов по обе стороны океана считает нормальным выступать под плюсовую фонограмму. Как считаешь, это не унижает зрителя, пришедшего на концерт?

Я думаю, весь вопрос в том, на что люди покупают билеты. Если им нужно потянуть за шнурки, стоя под сценой, любимого персонажа из инстаграма, то зачем им живая музыка? Они приходят немного за другим. Но, справедливости ради, очень многие фрешмены сейчас стараются выступать не просто без плюса, а еще и с живым бендом. Я видел на днях на Урганте группу «Френдзона» – они могли бы под карманную колонку выступать, но у них живая ритм-секция и немного комичная двенадцатиструнная бас-гитара. Это же значит, что люди, которые выходят на сцену под биты, запущенные с айфона, чувствуют сами, что это не качает, и хотят чего-то большего. Это круто!

Привычная жизнь постепенно возвращается. Чего можешь пожелать слушателям, которые послушают ваш альбом и придут на ваш гиг?

Мы очень хотели, просто мечтали, чтобы этот альбом вышел в первый день выхода на улицу. Он несовместим с сиденьем дома, он про этот город, про приключения, про боль, которую удалось пережить. Так что просто втыкайте наушники и вперед.А концерты нам пришлось перенести на осень – поэтому мы будем благодарны, если вы будете следить за нами в сети и не пропустите концерты.

Альбом «Краснознаменной Дивизии имени Моей Бабушки» «Катакомба» выйдет 16 июня.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here