«Целебные свойства» стали четвёртым альбомом Арчанги с начала 2019 года. Первым в этой серии вышел абсолютно прекрасный «Лучик внимания». Последующие работы вызывали куда меньше эмоций, и «Целебные свойства» примечательным назвать тоже не получается. В этой рецензии я попытаюсь сфокусироваться не столько на новом альбоме, сколько на фигуре Арчанги и его слегка настораживающей тенденции выпускать альбомы чуть ли не сектантского толка.
Арчанга, он же Чангер, он же Архангел Михаил известен, в первую очередь, как участник прорывного рэп-мюзикла «Копы в огне», хип-хоп-банды Canicool и той же переупакованной формации «Всигме». Добро в несколько другом виде он уже проповедовал под псевдонимом Ларик Сурапов — в рамках проекта он раскрылся как авангардный битмейкер. Арчанга несколько раз перепридумывал свою музыку, и выпуск очередного повторяющегося в общих чертах альбома, мягко говоря, расстраивает.
Арчанга пишет: «В песнях я пытаюсь зафиксировать все мои самые нормальные устремления. В жизни я только пытаюсь соответствовать тем идеям, о которых эти стихи». В принципе, эта цитата уже формирует правдоподобные ожидания как от саунда, так и от текстов альбома. «Целебные свойства» — это уже знакомый абстракт хип-хоп с «тёплыми» битами, фольклорной эстетикой и эзотерическими текстами о доброте и единении с природой. У Арчанги есть талант и в создании саунда, и в написании лирики: биты эпизодически музыкальны и по-прежнему качают, а тексты привлекают честностью, наивностью и отсутствием намёка на пошлость.
Главная проблема релиза — отсутствие запоминающихся треков. Чтобы выделить несколько ярких, придётся вслушаться. Здесь мало удали, озорства и харизмы, и почти всегда считывается усталость (и «расхлябанное» флоу ни при чём).
Учитывая ранние бэнгеры Ларика вроде «Будь добрым», современный вектор творчества Archanga можно считать естественным и совсем не новым. Вот только если в былом задоре Ларика проглядывал силуэт, например, популярного сейчас МС Сенечки, то сегодняшняя музыка Арчанги куда заметнее оторвалась от реального мира, форматов, желания быть понятным. Любовь к придумыванию «всигмачами» собственных языков и внутрипроектных философий сделала тексты более оторванными от реальности, а цитаты в Твиттере и странные интервью добавили образу пугающего реализма. Это явно не добрый хип-хоп Сенечки или Антохи, это не внезапное творческое озарение Канье, это — трансляция устоявшегося мировоззренческого знания. Собственно, в этом заключается моё основное разочарование в сегодняшней музыке Михаила: трансляция знания — это всегда дидактический тон, и почти никогда что-то весёлое. Всё-таки озорство Копов, Canicool и даже «Всигме» привлекает больше эзотерического абстракта как от Арчанги, так и от SuperSonyc (ещё одного участника Копов).
То, что делает Archanga, делит аудиторию на две группы — на проникающихся и на кивающих плечами. И я, до недавнего времени принадлежавший к первым, завис в неловком положении. При всём уважении как к былым заслугам, так и современным выступлениям артиста за очевидное добро, есть суровая правда — больше «Целебных свойств» мне хочется переслушать рекламу Tmall.
Оценка: 7/10.
Ключевые треки: Огниво, Серенада, Перепрошивки.