Что делать, если вы хотите научиться писать музыку, но в сознании сидит неуверенность и куча всевозможных фобий?
На самом деле, в новом десятилетии написать «стоковую» композицию можно за 10-15 минут, благо нам доступны все блага цивилизации в виде интернета и софта.
Единственное, что стоит выучить – это нотный базис, который сегодня мы и рассмотрим.
По классической теории на любом фортепиано имеется 7 основных и 5 промежуточных нот, которые разделены октавами.
Как правило, любое фортепиано состоит из 7 октав (контроктава, большая, малая, первая, 2-я, 3-я, 4-я)
В начале каждой октавы стоит До(C), дальше по возрастанию частоты: Ре(D), Ми(E), Фа(F), Соль(G), Ля(А), Си(B)
Если говорить по-простому это все белые клавиши, а черные – это полутона, которые можно называть с приставкой –диез и –бемоль
Диез – это повышение ноты на полтона, а бемоль – понижение.
Полутон как вы уже поняли – это интервал, тогда «До» отличается от «Ре» ровно на один тон.
Важно помнить, что расстояние между Ми и ФА – полтона, так же как и между Си и До.
Соответственно первая черная клавиша в октаве – это До-диез, либо ее так же можно назвать ре-бемоль, так как она так же на полтона ниже чем Ре.
Теперь, зная ноты мы можем перейти к самому важному – это гамма.
Гамма — это звукоряд из нескольких нот, где первая и последняя совпадают по названию, но стоят друг от друга на октаву. Между двумя соседними нотами расстояние ограничено на пол тона, тон или полтора тона.
В свою очередь, гаммы разделяются на натуральные, гармонические и мелодические.
Думаю, вы так же слышали о том, что существую как мажорные гаммы, так и минорные.
В сущности мажорные звучат весело, а минорные грустно
Все гаммы строятся по определенному алгоритму.
Натуральные мажорные:
Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон
Гармонические мажорные:
Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Полтора тона-Полутон
Мелодические мажорные:
Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон
Натуральные минорные:
Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон
Гармонические минорные:
Тон-Полутон-Тон-Тон- Полутон-Полтора тона — Полутон
Мелодические минорные:
он-Полутон-Тон-Тон-Тон-Тон-Полутон
Здесь нет ничего сложного, тем более мы уже знаем интервалы между нотами.
Для примера возьмем ноту До и построим от нее натуральную мажорную гамму.
До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си — До
Кстати, на этой гамме клепается почти вся попса.
Таком образом, зная интервалы мы можем построить совершенно любую гамму.
Важно помнить, что если композиция строится на определенной гамме, то лишние ноты ни в коем случае нельзя привносить в нее, иначе получится каша.