Мы продолжаем подводить музыкальные итоги года — представляем 20 лучших зарубежных альбома 2019 года по версии редактора «По фактам» Леонида Ковалева.
20. Erika de Casier — Essentials
Датская певица Erika de Casier перепридумывает smooth soul и R&B середины 90-х, получая ни на что не похожий результат — настоящий подарок для тех, кому в прошлом году приглянулась певица Tirzah, равно как и для тех, кто соскучился по Шаде и Aaliyah.
19. Danny Brown — “uknowhatimsayin¿”
Отойдя от экспериментального звучания одного из величайших альбомов десятилетия “Atrocity Exhibition”, на “uknowhatimsayin¿” Дэнни Браун обратился к олдскульному звучанию, за продакшен которой отвечает участник легендарных A Tribe Called Quest Q-Tip, и сохранил за собой статус одного из самых оригинальных и изобретательных рэперов поколения.
18. Yikii — Flower’s Grave・花之墓
Yikii выпустила на отличном электронном лейбле Genome 6.66Mbp один из самых странных релизов года, на котором ее беззащитный вокал оказывается в окружении индустриальных шумов и какого-то фэнтезийного авангарда. Если бы Amnesia Scanner были из Китая и захотели записать оперу, то она звучала примерно так.
17. (Sandy) Alex G — “House of Sugar”
“House of Sugar” — пожалуй, самая изобретательная инди-фолковая запись этого года, временами сходящая с ума так, как это делали когда-то молодые участники Animal Collective — и в эти моменты от песен (Sandy) Alex G дух захватывает.
16. Kano — Hoodies All Summer
Заслуженный британский МС выдал невероятно личную и разноплановую в плане саунда пластинку, на которой не зацикливается на каком-либо жанре и плюет на модные веяния. В этом году было много громких хип-хоп альбомов из Великобритании, но именно “Hoodies All Summer” — наиболее недооцененный и в то же время самый веский.
15. Boy Harsher — “Careful”
Победа в категории “80-е года”, несомненно, достается альбому “Careful” массачусетского дарквейв-дуэта. Все эти аналоговые синтезаторы и EBM-ритмы когда-то воспринимались как нечто холодное и бездушное, но по меркам 2019 года “Careful” кажется невероятно человечным. И дело не только в вызывающих ностальгию синтезаторах, но и в страстном вокале Джей Мэттьюс с непременным налетом эротизма. Эстетика 80-х в музыке уже давно приелась, однако Boy Harsher освежают ее инфильтрацией техно, из-за чего их песни выгодно отличаются от творений пуристов жанра.
14. Barker — “Utility”
Танцевальная музыка без бас-бочки? В этой идее нет ничего принципиального нового — взять того же Лоренцо Сенни, давно уже деконструирующего транс. В отличие от аскетичных произведений итальянского коллеги в музыке Сэма Баркера, использующего при ее создании модульные синтезаторы и самодельные инструменты, в буквальном смысле бурлит жизнь благодаря немалой дозе даб-техно. Треки Баркера отсылают не только к рейвам 90-х, но и к берлинской школе Клауса Шульца — вслушайтесь только внимательно в заглавный трек “Utility”, тогда как заключительный 10-минутный эпик “Die-Hards Of The Darwinian Order”, в котором наконец появляются полноценные ударные инструменты, и вовсе напоминает эксперименты Aphex Twin.
13. Jenny Hval — “The Practice of Love”
Норвежская певица Енню Вал выпустила свою наиболее поп-ориентированную запись, под которую даже можно танцевать (сама артистка упоминает среди источников вдохновения «Confide in Me» Кайли Миноуг). Здесь есть множество отличных песен о любви во всех ее проявлениях с космическими мелодиями и феминистическим посылом. На “The Practice of Love” Енню Вал вовсю экспериментирует с трансом и брейкбитом, да так, что от ее песен пахнет не нафталином, а озоном, словно после грозы.
12. Young Thug — “So Much Fun”
После не самого удачного релиза “Beautiful Thugger Girls” Young Thug вернулся с одним из сильных релизов за всю карьеру. Таггеру по-прежнему нет равных в плане мелодических хуков, которые в сочетании с триповыми психоделическими битами превращаются в нечто гипнотическое. “So Much Fun” звучит очень футуристично, и в то же время идеально подходит для пляжного отдыха — недаром страстным поклонником подобного рода музыки стал Panda Bear, чей магнум опус 10-летней давности “Merriweather Post Pavilion” ровно того же свойства.
11. Big Thief — “Two Hands”
Big Thief — несомненно одно из главных открытий в инди-музыке последних лет. Бруклинская группа записывает чистосердечный фолк-рок, такой же теплый и утешительный, как объятия любимого человека. Big Thief выпустили в этом году сразу два альбома “U.F.O.F.” и “Two Hands”, и именно сырой и неотлакированный саунд последнего группе идет больше всего.
10. Caterina Barbieri — “Ecstatic Computation”
Последний альбом итальянской композиторки Катерины Барбьери «Ecstatic Computation», вышедший на культовом лейбле Editions Mego — пульсирующая синтезаторная музыка, у которой много общего с композициями ее соотечественника Лоренцо Сенни и ранними работами Дэниела Лопатина (Oneohtrix Point Never). Эти минималистичные текучие треки в буквальном смысле вводят в транс и зачаровывают своей простотой и точностью. В отличие от ранних работ Катерины, треки на «Ecstatic Computation» куда лаконичнее и непредсказуемее, но все так же идеально подходят для созерцания красот во время путешествия на поезде.
9. Thaiboy Digital — “Legendary Member”
Депортированный в свое время из Швеции таец Thaiboy Digital записал отличный клауд-рэп релиз «Legendary Member» с футуристичным и мечтательным саунд-дизайном от Gud, чей продюсерский талант здесь раскрылся во всей красе. Обложка альбома полностью отвечает его содержанию — рэпер беззаботно флексит под триповые биты, и получается у него завораживающе. Казалось бы, сам клауд-рэп как жанр давно безнадежно устарел, но такие релизы, как “Legendary Member”, еще на какое-то время смогут продлить ему жизнь.
8. Fennesz — “Agora”
Ветеран эмбиентной глитч-электроники Fennesz вернулся с первым за пять лет сольным альбомом, который на поверку оказался лучшим со времен “Venice”. На своем предыдущем релизе “Bécs” австриец, кажется, переборщил с сентиментальностью, но на “Agora” она уравновешивается строгостью формы. Сквозь многослойные шумы здесь то и дело пробиваются нежные мелодии, которые словно воспоминания всплывают в хаосе памяти. Если вас не тронет заключительный трек “We Trigger the Sun”, то у вас просто нет сердца.
7. Denzel Curry — “Zuu”
Майами навсегда останется на хип-хоп карте США именно благодаря Дензеллу Карри и его посвящению Южной Флориде “Zuu”, нашпигованному бэнгерами и выстроенного по законам блокбастера, который ни на минуту не дает заскучать. Рэпер смог угодить всем — любителям олдскула впечатляющим сторителлингом и техничным флоу, а более молодым поклонникам хип-хопа — перегруженными басами и фонковым грувом. Единственная претензия, которая только может быть к “Zuu” — слишком короткий хронометраж.
6. Nick Cave and The Bad Seeds — “Ghosteen”
Предыдущий альбом Кейва “Skeleton Tree”, выпущенный сразу после трагической гибели его сына — тот случай, когда ты искренне восхищаешься работой, но по-настоящему полюбить ее не можешь, так как тебе ее физически тяжело переслушивать. Другое дело с “Ghosteen” — Кейв выдал совершенно душераздирающую и вневременную запись фантастической красоты, на которой под тихие эмбиентные зарисовки рефлексирует о смерти, опираясь на свой ужасный опыт.
5. Lana Del Rey — “Norman Fucking Rockwell!”
“Norman Fucking Rockwell” звучит как настоящая калифорнийская утопия. Лана Дель Рэй без всяких скидок действительно записала в этом году большой американский альбом. Наверное, из-за огромного количества отсылок к американской культуре по-настоящему его смогут оценить либо жители США, либо интеллектуалы, погруженные в эту культуру, но ничто не мешает нам наслаждаться совершенно выдающимися мелодиями, рассыпанными по альбому.
4. Octo Octa — “Resonant Body”
Много кто пытался передать дух рейвов 90-х годов, и к самой этой идее в 2019 году относишься с некоторым скепсисом. Octo Octa не стала делать ничего революционного, а просто сложила все составляющие в единственно верном порядке. Под приправленные изрядной дозой ностальгии возвышенные рейв-гимны на “Resonant Body” хочется танцевать, мечтать и заниматься любовью. Эйфорические треки Octo Octa преисполнены печали и той трогательной нежности, на какую способна лишь женщина — и в этом их сила.
3. Tyler, the Creator — “Igor”
Тайлер выпустил альбом, который хотелось бы в этом году услышать от Канье Уэста – но вместо этого последний подарил миру совершенно провальный и смехотворный “Jesus is King”. Названный в честь слуги доктора Франкенштейна “Igor” – идеальный поп-альбом 2019 года, одновременно доступный, очень личный и не чурающийся экспериментов. Да и сам Тайлер как поп-фигура мало чем уступает Канье по части обаяния и экстравагантности.
2. JPEGMAFIA — “All My Heroes Are Cornballs”
“All My Heroes Are Cornballs” — тот редкий случай в 2019 году, когда инструменталы к хип-хоп трекам интересны сами по себе, но в совокупности с бронебойным речетативом рэпера, который здесь посылает лучи ненависти полицейским и хейтерам в твиттере, его музыка производит грандиозное впечатление. JPEGMAFIA на “All My Heroes Are Cornballs” делает хаотичный, совершенно непредсказуемый экспериментальный хип-хоп с изящными мелодиями и человечными гармониями. Киберпанк-рэп на “All My Heroes Are Cornballs” не вписывается ни в какие рамки — JPEGMAFIA вообще часто вменяют, что он делает слишком “белую” музыку, как будто в этом есть что то плохое (“сидите в гетто, а мы будем вам сострадать и восхищаться аутентичностью вашей музыки” — так себе логика). JPEGMAFIA продолжает и развивает то, что и до него делали заметно подуставшие в последнее время и растерявшие прежнюю силу Death Grips. Перенасыщенные звуками треки Пегги будто пытаются передать дух перенаселенного мегаполиса будущего с его огромными билбордами и уткнувшимися в свои смартфоны обывателями.
1.FKA twigs — “Magdalene”
После “Magdalene” FKA twigs особенно отчетливо осознаешь, насколько грубая и дилетантская практически вся остальная современная музыка. Эта запись – совсем другой уровень, в том числе и для самой певицы. Если раньше еще можно было сказать, что в песнях FKA twigs все решает саунд-дизайн, то теперь об этом может заявить лишь совсем тугой на ухо человек – на “Magdalene” есть множество совершенно безотказных мелодий, красоту которых лишь оттеняют все эти экспериментальные продюсерские изыски. “Magdalene” ты даже не слушаешь, а проживаешь вместе с героиней и ее голосом, выставленном на этот раз на первый план. Альбом певицы в какой-то степени можно отнести к новому жанру ASMR-поп – но там, где у Билли Айлиш получился в целом конвенциональный поп-продукт (пусть и с нестандартным подходом к звуку), у FKA Twigs – большое искусство. Вообще, не стоит в случае с FKA Twigs слишком преувеличивать роль продюсеров, за все время певица успела поработать с самыми разными людьми – от Arca до BOOTS, и каждый раз она оставалась собой. Наверное, это признак великой певицы – мы живем в эпоху FKA Twigs, и достаточно вспомнить об этом в любой тяжелой ситуации, чтобы стало чуточку легче.