Мы продолжаем подводить музыкальные итоги года — на очереди очередная десятка 50 лучших русских альбомов 2019 года. В нее попали такие артисты, как Интурист, Matrang, Famitsu, Алена Швец и многие другие.
50 лучших русских альбомов 2019 года — часть 1 (50-41 места)
40. RSAC, ELLA — “Фелла”
Главное на совместном альбоме RSAC и Ella – это звук, какой-то мягкий, ненавязчивый и деликатный — и очень летний. Модные трэп- и хаус-биты здесь странным образом прекрасно сочетаются с гитарными переборами и простыми, почти фолковыми мелодиями, спетыми нежным девичьим голосом. Все это уместно украшено визгом покрышек, гудением конвеера и щелчками выключателя — причем все эти звуки появляются в песнях в самый нужный момент. Чем-то получившийся результат напоминает минималистичную и интимную музыку британцев The xx – наверное, так бы они и звучали, появись на российской почве.
39. Интурист — “Экономика”
Новый альбом очередного проекта многорукого Евгения Горбунова (NRKTK, ГШ (Glintshake), экспериментал-техно проект Interchain) плавно и болезненно подводит нас к мысли, что не все проходит безвозвратно, в России двадцатых годов 21 века можно чувствовать себя “серым голубем” Мамонова на асфальте. “Экономика” — это холодный саунд московской осени, проезжающие черные машины, одинокий мужчина с трубой в переходе, человеческие отношения, полностью переваренные и перебродившие в потерянном разуме героя.
38. Matrang — “DA”
На «DA» артист продолжает развивать идеи вышедшего полгода назад дебютника “ЭЙА”. Это все та же стильная, эрудированная и подернутая ностальгическим туманом музыка, обязанная своим появлением русскому мистическому попу 90-х годов. Например, в треке “Камень” у Матранга появляются интонации молодого Макса Фадеева, в “Луной” — Кирилла Андреева (“качка” из Иванушек), а в “Знаешь как” — и вовсе какого-нибудь страдающего барда Олега Митяева. При этом ностальгия Матранга совершенно не является навязчивой, а знание первоисточников совершенно не обязательно для того, чтобы по-настоящему влюбиться в эти полные меланхолии песни. Матранг — чего уж там, один из самых симпатичных представителей новой волны русской поп-музыки.
37. Арсений Креститель — “23”
Известный хамелеон и пионер пост-иронии, умевший в нее задолго до того, как это слово вышло в тираж и подростки стали опознавать по нему своих, Арсений Морозов выпустил в этом году второй альбом в формате проекта “Арсений Креститель”. С одно стороны, это все тот же дымчатый и расслабленный инди-рок с (пост)ироничными текстами на актуальные темы. В частности, сразу запоминается манифест белого привилегированного мужчины “Животное” со словами “Я белый геторосексуальный ублюдок, и на моей стороне, наверное, только Аллах. Но Аллах такой суровый – он не любит инди-рок” и “Невозможно что-то делать, чтобы никого не раздражать – поэтому все чаще я начинаю молчать”. В то же время новый альбом получился, кажется, куда эмоциональнее и прямолинейнее, чем прошлогодний “31”. И да, “23” во многом ассоциируется с классическим русским роком – недаром здесь есть песня, посвященная давнему кумиру Арсения Борису Гребенщикову.
36. Dakooka — “Стрэнджлава”
По сравнению с экспериментальным альбомом певицы “Герой”, на «Стрэнджлаве» звук стал куда более прямолинейным — и это пошло песням лишь на пользу. Теперь мелодии Екатерины Еременко гармонично уживается с искусным электронным продакшеном. В отличие от той же самой Луны, которая выпустила уже четвертый лонгплей с теми же самыми песнями, Dakooka явно развивается и не боится экспериментировать, и следить за ней сейчас уж точно куда интереснее.
35. Алена Швец — Проволока из одуванчиков
Подростковая любовная лирика Алены Швец, исполненная нежным девичьим голосом, действительно трогает за живое. В худших из ее песен преобладает непомерный пафос и юношеский максимализм, в лучших — неподдельная искренность и обаяние, что делает их доступными лицам старше 18 лет. У Алены весьма недюжинные сонграйтерские способности – например, открывающая “Проволоку из одуванчиков” песня “Дождь” органично смотрелась бы в каком-нибудь романтичном советском кинофильме, да и в целом при прослушивании альбома тут и там возникают ассоциации с советской авторской песней, так что ярлык “пост-бард” применяется к певице не просто так. Главный хит альбома “Проволока из одуванчиков” – бодрый и жизнерадостный трек “Олимпос”, в котором парадоксальным образом сочетается приемы ранней Земфиры и Монеточки. Песня имеет все шансы стать гимном питерских девушек.
34. Famitsu — «Mind Software»
Слово “рэйв” в русском языке было несколько дискредитировано в последние годы благодаря трэш-творчеству GSPD и ему подобных. Петербургский электронщик Famitsu один из тех, кто возвращает слову “рэйв” смысл. На вышедшем на лейбле Hyperboloid альбоме “Mind Software” музыкант перепрыгивает от брейкбита в духе ранних Prodigy и дуболомного габбера к современным future garage и джуку. К середине альбом нешуточно разгоняется, словно попадая сквозь черную дыру в 90-е – особенно обратите внимание на треки “X-T-C” и “Time Jump”, отлично передающих дух эйфорических рейвов того времени.
33. Спасибо — “Спасибо”
Если раньше Расел Рахман и компания писали песни о потерянности и поиске в хаосе некоего упорядоченного начала, то на новом релизе подводят своего рода жизненные итоги. Пока другие поют о собственной исключительности и вечной молодости, приправляя все это постиронией, Спасибо записали альбом о сознательном взрослении и отказе от инфантильности. Лирический герой здесь обретает дом, становится отцом, учится любить, следуя старой как мир формуле «All you need is love». Кому-то это может показаться слишком простым ответом на все вопросы, но в контексте царствующего полицейского насилия, коррупции, тотальной незащищенности и лжи душеспасительные гимны Спасибо становятся, пожалуй, по-настоящему необходимыми и весомыми.
32. Бакей — “Extra”
На своем новом EP “Extra” белорусский рэпер берет широтой интересов – на альбоме есть все жанры, кроме скучного. Бакей делает на “Extra” совершенно неагрессивный и обаятельный хип-хоп с цепляющими мелодиями и застревающими в голове фразами. С выходом “Extra” артиста так и подмывает отнести к числу других околохипхоповых добряков вроде Арчанги, Антохи МС или МС Сенечки. Однако в искренней добродушности Бакей нет чудаковатости, присущей многим из вышеперечисленных персонажей. “Extra” – нормкор-рэп для людей, уставших от бесконечных фрешменов-позеров с непременной биполярочкой и необъятным эго.
31. Various Artists — “Hair Del. 666”
Питерский Hair Del. с самым нестандартным и неочевидным каталогом из всех российских лейблов выпустил отчетный сборник за год «Hair Del. 666», приуроченный к шестому году своего существования. Компиляция с экзотической акварельной электроникой от Mårble, Пурпурного Дяди, Миши Султана и других в буквальном смысле не отпускает от начала до конца. Наверное, можно обозначить эту музыку как современный нью-эйдж, но упор при этом здесь явно делается на психоделию и живое звучание.
50 лучших русских альбомов 2019 года — часть 3 (30-21 места)