Запись трибьюта — дело в высокой степени неблагодарное. С одной стороны, есть шанс получить порцию негатива от фанатов-снобов, которые любое отклонение от канона считают издевательством над оригиналом и его опошлением, с другой — от искушенных ценителей, которые могут осудить за то, что в материале «ничего нового» и «ничем не удивили».
Больше ответственности добавляет и то, что артиста, чье творчество препарируют авторы трибьюта, нет в живых — обвинения в «плясках на костях» в свое время звучали за каверы на Цоя. По этой причине доставалось и музыканту Рикошету, и всем участникам «Кинопроб».
Но случай Летова особый. Во-первых, главной особенностью его творчества был вокал, который то срывался в утробное рычание (не путать с гроулингом), то уходил чуть ли не в горловое пение. Летов мог вполне убедительно звучать под одну лишь акустическую гитару, а мог утопить свой голос в реве дисторшна. Аранжировка в его случае была важной, но не основополагающей частью творчества. Во-вторых, каверы на его песни делали еще при жизни лидера «Гражданской Обороны». В то время успели отметиться и герои «Нашего Радио» вроде «Короля и Шута» со «Смысловыми галлюцинациями», и чуть более андеграундные персонажи вроде «Дистемпера».
И, честно говоря, при всем разнообразии звука и драйвовости исполнения, переиграть Летова на его поле не вышло ни у кого.
Поэтому нынешний трибьют аж на 27 треков воспринимается скептически еще до прослушивания. Радует разве что многообразие представленных артистов — от гламурного поп-тусовщика Шнурова и изящных синти-палеонтологов «Кобыл и трупоглазых жаб» до пост-метаироничного «Комсомольска» и все еще поющего Найка Борзова (привет, «Наше радио»).
Из положительного: большинство артистов решили не идти на поводу у фанов-ортодоксов и гнут свою линию:песню про лед под ногами майора группа «Ploho» исполняет под бодрый постпанк, «Громыка» заряжает «Слава психонавтам» в привычном-ироничном духе совковых агиток, «Комсомольск», исполняя «Снаружи всех измерений» раздают легкий и ироничный поп, Гречка распевает самую замученную каверами «Все идет по плану» привычным голосом дворовой Долорес О’Риордан, Нейромонах Феофан рубит «Без меня» под старославянский драм-н-бейс, а вечно молодая «Психея» — привычную ню-метал мазафаку, исполняя «На х*й». Не удивляет и Нойз МС, пытающийся впечатлить фанатов Летова своей характерной напористой читкой и голосом Егора на припеве.
Из тех, кто выдается из этого разнообразного, но предсказуемого парада каверов, можно отметить (внезапно) Найка Борзова — он, исполняя «Про дурачка», напоминает о своих коллаборациях с «Х#й забей» (олды поймут) — достаточно вспомнить хотя бы «Подмогу». Также радует «Сансара», чей кавер напоминает шестидесятнический бардовский дуэт Никитиных или Билиенковых, распевающий «Отряд не заметил потери бойца» будто находясь на студенческом турслете у костра, и POKAPRET, которые загоняют летовскую «Без меня» в музыкальный интерьер нирвановского «In Bloom».
Но лучше всего этот сборник можно охарактеризовать фразой Летова, которую на пластинке озвучивает Слава КПСС: «Весь наш рок, или то что у нас роком когда-то было, превратили в такую жопу». И перестать восхищаться кавером Нойза МС.
«Без меня. Трибьют Егора Летова»
Оценка: 5/10