Один из самых важных элементов в арсенале любого звукорежиссера, музыканта или саунд-дизайнера – это, конечно же, эквалайзер(EQ).
Изучение частот, влияние одних на другие, создание «воздуха» или глубокого баса – все это эквализация.
На свете существуют тысячи аналоговых и vst EQ.
Кто-то предпочитает аналог, кто-то цифровые, но цель у них одна: уложить все частоты в миксе на свои места.
С помощью EQ можно и нужно разрешать «частотный конфликт» (наложение частотного диапазона одного инструмента на другой в ходе которого терятся практически весь спектр звука обоих инструментов)
Самый классический — это бочка и бас или вокал и фортепиано.
Сегодня я хочу рассказать про мой любимый и, по моему мнению, один из лучших vst эквалайзеров – это FabFilter Pro-Q.
В данном VST-плагине имеется возможность эквализации стереотрека в режиме мид-сайд (mid-side), т.е. если вам необходимо в треке вырезать пространство, скажем для даблтрека гитары или вокала.
Также можно панорамировать стереодорожку без ее конвертации в моно с последующим разведением по панораме, при таком способе стереозвук сохранит свой богатый насыщенный колорит и продолжит красиво и чисто звучать в миксе (это можно сделать в плагине путем урезания мида, баса и сайда, оставив почти нетронутым верх).
Изучайте эквализацию и не бойтесь выводить нужные вам частоты и резать ненужные, в конечном итоге результат будет того стоить.
Чуть ниже шпаргалка частот для некоторых инструментов.
Обращаю ваше внимание на то, что частоты приблизительные и вам так или иначе нужно будет слушать что именно вы эквализируете.
Бас гитара: Низы — 50 — 80 Гц, Атака — 700 Гц, Щелчок — 2,5 кГц
Бочка: Низы — 80 — 100 Гц, Пустота — 400 Гц, “Точка” (щелчок) — 3 — 5 кГц.
Рабочий: Жирность- 120 — 240 Гц, Удар — 900 Гц, Треск — 5 кГц, Щелчок — 10 кГц.
Альты: Полнота — 240 — 500 Гц, Атака — 5 кГц.
Том: Полнота — 80 — 120 Гц, Атака — 5 кГц
Хэт и тарелки: Звук — 200 Гц, Блеск — 8 — 10 кГц.
Электрогитара: Полнота — 240 — 500 Гц, Присутствие — 1,5 — 2,5 кГц, колонка 4×12: срезать 1 кГц.
Акустическая гитара: Полнота — 80 Гц, “тело” звука — 240 Гц, Презенс — 2 — 5 кГц.
Орган: Полнота — 80 Гц, “тело” звука — 240 Гц, Презенс — 2 — 5 кГц.
Рояль: Полнота — 80 Гц, Презенс — 2,5 — 5 кГц.
Медные духовые: Полнота — 120 — 240 Гц, Пронзительность — 5 кГц.
Голос: Полнота — 120 Гц, Гулкость — 240 Гц, Презенс — 5 кГц, Шипящие — 5 кГц, Воздух — 10 — 15 кГц.
Струнные: Полнота — 240 Гц, Скрип — 7 — 10 кГц.
Конга: Звон — 200 Гц, Хлопок — 5 кГц.