Весь импакт от альбома “Вторая собака” заключается в том, что маститый и скандально известный рэпер переобувается, меняя собственное творчество даже не в рамках одного жанра ‒ что он уже делал, и неоднократно, а переходя в совершенно другой.
Собственно, на этом сюрпризы и заканчиваются, так как понять, в чём причина обращения к такому, назовём его словом “ретро”, звучанию не составляет труда ‒ Дима Бамберг не выбирает одну мишень, а старается бить сразу по всем: альбом звучит в духе поздних 80-х и ранних 90-х, то есть там есть и пост-панк, и нью-вейв, и колд-вейв, и эстрадные распевы, и поп-лирика, и даже шугейз; а также пытается обратиться к молодёжи, складывая песни будто бы на её языке, будто желая напомнить, что и он когда-то был молодым.
К обеим целям есть вопросы: пост-панк, в канонах которого выдержано как минимум 60% альбома, активно переживал ревайвл в России порядка 3-4 лет назад, сейчас таких групп уже даже не десятки ‒ в подвалах Ионки играют сотни безвестных команд с характерным жужжащим звуком баса, безликими и беззубыми гитарными соло, дистиллированными партиями клавиш и реверберированным до неразборчивости вокалом.
Вот здесь кроется первое противоречие, с которого мы и начали: а в чём, собственно, музыкальная ценность его материала? Люди слушают это и ходят на концерты только благодаря тому, что он рэпер Шокк, вдруг собравший живой бэнд и начавший играть инди-рок и пост-панк. Да, эксперимент у него получился куда как более удачный, чем клоунада с похоронами и ню-метал и панк-потугами от Хаски, но в целом люди ценят не отличную музыку от рэпера, нашедшего в себе музыканта, а именно этот момент “шоу с переодеванием”.
Вообще, примеры с удачной сменой амплуа известны: так, бро-степ мессия Scrillex в незабвенном 2007 играл в эмо-группе From First To Last и сотрудничал аж с самими Korn, но надорвал связки, и нашёл нового себя: ещё более яркого и мощного.
Попытка обращения к молодёжи тоже выглядит далеко не идеально. Очень круто, когда музыканты пытаются разговаривать с другим поколением, ищут общий язык и подбирают слова, но честное слово ‒ в данном случае всё это выглядит как плохая калька с творчества группы Пасош. То есть, фактически, калька с кальки. Строчки в духе “это у нас погиб Кобейн, а у них ‒ Lil Pip”, “молодость шлёт нас нах”, названия треков вроде “Юность” или “Истоптанные вансы” — да от них же за несколько километров разит всеми этими попытками попасть в целевую аудиторию, советами маркетологов и коммерческим расчётом. И да, заставляет выглядеть это всё как на том самом меме со Стивом Бушеми:
Ниже хотелось бы привести краткий потрековый анализ всего услышанного на этом альбоме:
- “Интро” ‒ Дима зачитывает стихи, как бы обозначая, что происходит смена формы, и что нас ждёт нечто принципиально отличное от всего, что он делал ранее.
- “Юность” ‒ про название и одну из самых запомнившихся строк уже упомянули выше, к этому можно добавить, что песня эта (как и весь материал на альбоме) голосоцентрична. Шокк здесь всё же наполовину поёт, и наполовину читает. Гитара доминирует над ритм-секцией, но при этом рифф самый что ни на есть common. Драм-машина отстукивает бодрый, чуть спешащий дженерик пост-панк бит. В комплекте также сингалонги и клавишное соло по нью-вейву.
- “Батут” ‒ трек с претензией на то, чтобы стать, как раньше говорили, боевичком. Трек в каком-то смысле прикиберпанкованный, содержит внутри себя атмосферный бридж, под который исповедуется лирический герой. Заканчивается всё надрывным шугейз-соло перед выходом на коду.
- “Истоптанные вансы” по музыке больше всего напоминают Танцы-минус. В целом трек явно с прицелом на молодёжь, но всё портит расходящийся припев в духе Нашего радио: “Забывай, сегодня и сейчас, печаль, убегай”
- “Пропущенный звонок” ‒ в музыкальном плане это тотальный безжалостный плагиат с хита The Pixies “Where Is My Mind?” Включать и слушать стоит только для того, чтобы убедиться в нашей правоте, а также восхититься бесстыдством Шокка.
- “Ссора” ‒ этот трек подарил нам то, что невольно ожидалось в течение всего альбома, а именно рэп-битка с напевной читочкой в духе Басты. По музыке в целом напоминает творчество ансамбля Любэ, в припеве, конечно же, снова еб*чее «Наше радио».
- “Вторая собака”: заглавный трек, он же фиток с Шурой Кузнецовой, и он же ‒ лучшая вещь на альбоме. Шокк вновь не поёт, а читает под минимал-поп с прямой бочкой, а в припеве в эстетике лучшей поп-музыки 90-х солирует Шура. Клавиши в духе Depeche Mode звучат драматично и придают композиции остроты.
- “Булавка” ‒ больше всего это похоже на “Сектор газа”, но без мата. В тексте есть даже небольшая отсылка к их творчеству, в виде упоминания 30 лет. Впрочем, даже партия клавиш в духе Roxette не спасают этот трек.
- “Дегенеративное искусство” ‒ что ж, этот трек выходил эдаким синглом-тизером того, что товарищ Бамберг собирался делать дальше. Если анализировать конкретно музыкальную составляющую, то само собой, появляется ассоциация с творчеством групп КИНО, а также, например, таких коллективов как Адаптация, или более молодой пост-панк группы “Июльские дни”. Бросается в глаза, а вернее в уши, кстати, один момент: почему в треке Шокк по-прежнему поёт “мой рэп ‒ дегенеративное искусство”, если он уже начал делать рок?
- “На берегу (new wave version)” ‒ больше отсылает к песням различных ВИА, использовавшихся в советских фильмах. Вслушайтесь только в гитарный рифф!
- “Фейерверк” ‒ здесь ещё более уверенная заявка на боевик. Снова КИНО и Июльские дни, трек достаточно темповый, гитарный рифф въедлив, а припев качает. Что ещё нужно?
- “На берегу (shoegaze version)” ‒ одна из лучших вещей на альбоме. Отсылает вовсе ни какому не к шугейзу, а скорее уж к opus magnum гранж-коллектива Smashing Pumpkins ‒ “Mellon Collie and the infinite sadness”, что конечно хорошо.
Подводя итог хочется сказать, что поиск и даже какое-то подобие конфликта во всей этой истории несомненно есть. Дмитрий, судя по всему, в ходе работы над альбомом обратился к музыке его собственного подросткового периода, приходящегося как раз на 90-е. По этой причине “Вторая собака” играет множеством отголосков самых разных стилей и направлений. Чёрт, можно было бы назвать этот альбом “Радио 90-х”, тогда к нему было бы гораздо меньше вопросов!
Дима Бамберг: «Вторая собака»
Оценка: 6/10