“По фактам” продолжает подводить музыкальные итоги десятилетия и вспоминать наиболее своеобразные, влиятельные и просто врезающиеся в память и сердце релизы, вышедшие в России за последние 10 лет.
20. Антоха MC — От всей души (2011)
Дебютный альбом жителя московского района Зябликово был одинаково далек от стандартного падик-рэпа и абстрактного хип-хопа того времени. Большинство представителей обоих жанров из России делали музыку настолько унылую, безыскусную и морально устаревшую, что сейчас ее практически невозможно переслушивать без зевоты, тогда как изобретательный фьюжн из джаза, фанка и хип-хопа на “От свей души” до сих пор звучит так, будто записан вчера. Антоха МС привнес в болото русского хип-хопа начала 10-х грув и стиль, отчасти подсмотренные у Михея и Bad Balance. Его жизнерадостности и неподдельному оптимизму невозможно противостоять, о чем бы он не пел — хоть о лете на даче, дворовой “коробке” или, собственно, музыке. Именно таких добродушных песен очень не хватало в российском хип-хопе.
19. Земфира — Жить в твоей голове (2013)
По сравнению с излишне вычурным альбомом “Спасибо” (который породил локальный мем “не за что”), “Жить в твоей голове” звучит несколько сухо, минималистично и обманчиво небрежно, но отнюдь не монотонно. Диапазон настроений на “Жить в твоей голове” весьма широкий — злость (“Без шансов”) и раздражение (“Деньги”) сменяется эйфорией от влюбленности (“Кофевино”), а затем отчаянием и безысходностью (“Река”). Не слушайте тех, кто заявляет, что Земфира исписалась на этом альбоме. По всему альбому рассыпаны маленькие радости, навсегда остающиеся в памяти — нечаянная отсылка к “Je t’aime… moi non plus” Сержа Генсбура в припеве “Кофевино”, внезапно обрывающееся пост-роковое крещендо в ней же, нью-эйджевый грегорианский вокал в мрачной “Похоронила” или ностальгическое синтезаторное арпеджио в “Горе”, повторяющееся до бесконечности.
18. Птицу Емъ — Давай забудем о морали (2012)
В начале 10-х годов в рамках хип-хоп проекта Птицу Емъ участники группы 4 Позиции Бруно выпустили пластинку “Давай забудем о морали”, на которой не только остроумно выворачивали наизнанку “падик-рэп”, но и создавали достоверную картину потаенной России с чудным калейдоскопом из своих героев-маргиналов. При этом красной нитью через остроумные песни Птицу Емъ проходят темы некоммуникабельности, отчуждения и недоверия, которые и по сей день по-прежнему актуальны для российского общества.
17. Kedr Livanskiy — Ariadna (2017)
Яна Кедрина для Запада стала музыкальным эквивалентом Гоши Рубчинского, пусть и без того колоссального влияния на индустрию. И все же по-настоящему оценить и понять песни Кедра Ливанского можно лишь живя в России. В последнее время многие артисты пытаются переосмыслить наследие отечественной поп-музыки 90-х годов, исследуя потаенные уголки своей памяти, но мало кому удавалось сделать это столь эффектно и достоверно. “Ариадна” — не просто очередная поделка, эксплуатирующая моду по 90-м, в песнях Яны Кедриной есть то щемящее чувство ностальгии по 90-м, которое невозможно подделать. Весь альбом можно сравнить с настоящим психоделическим опытом, возвращающим нас домой, за гаражи.
16. Yanix — ШОУ УЛИЦ ГЕТТО (2013)
“Самобытной мою музыку, конечно, не назвать — ничего нового в этом жанре я пока не придумал, но ничего подобного на русском языке никто до меня не делал”, — говорил Яникс, и с этим сложно поспорить. Янг Яни принято считать одним из крестных отцов русского трэпа, и в этом нет большого преувеличения — именно он заявил о себе громче остальных коллег по сцене благодаря внятным и качающим танцевальным трекам. Достаточно послушать его первый микстейп “Шоу улиц гетто”, выпущенный в 2013 году. Сейчас каждый второй местный фрешмен исполняет примерно то же самое, но Яникс уже тогда раздавал стиль и флексил о шмотках, бабках и хо, делая это намного изобретательнее и, главное, намного раньше остальных. Как бы вы не относились к подобного рода музыке, но Янг Яни породил целую волну последователей, число которых и по сию пору пополняется с каждым днем.
15. Монти механик — Интерференция в тонких плёнках (2014)
В 10-е годы в России было изобилие пост-панка, немало гаражного рока, но сложно было найти аналоги тому, что делал челябинский дуэт Монти Механик. Это размеренная сингер-сонграйтерская музыка родом из 60-70-ых годов, подернутая легкой психоделической дымкой, хотя у многих песен здесь куда более сложная родословная. Например, треки “Пил” и “Вода” звучат так, будто пропущены сквозь сознание какого-нибудь позднесоветского композитора вроде Юрия Антонова, вдохновлявшегося тем же самым сингер-сонграйтерским роком. Если бы Ариэль Пинк родился в России, его песни могли бы звучать так. Но главное на “Интерференции в тонких пленках” вовсе не близость к гипнагогическому попу и другим западным трендам. Трогательная беззащитность, нежность и утонченная простота этих песен совершенно обезоруживают. Они написаны будто бы от лица большого ребенка, которому никогда не суждено повзрослеть.
14. Порез на собаке — Фегивербе (2018)
Идеолог проектов Птицу емъ и 4 позиций Бруно Александр Ситников записал вместе с Ольгой Чернавских на “Фегивербе” свой лучший песенный альбом. Ничего нового уже слышавшие 4ПБ для себя не откроют — это те же макабрические песни, исполняемые от лица героев-маргиналов, но никогда ранее в них столько не было столько силы, красоты и точности. Пластинкой «Фегивербе» Ситников окончательно подтверждает статус великого русского поэта в музыке 10-х годов, и именно в таком качестве, уверен, его и будут вспоминать лет через 20, как сейчас вспоминают Летова, прямым наследником которого екатеринбуржец, несомненно, является. Порез на Собаке выворачивают наизнанку сюжет о всемирном потопе, поют о счастье и смерти, в очередной раз выдавая достоверный слепок извращенной российской действительности.
13. Краснознамённая дивизия имени моей бабушки — Посмертные приключения (2017)
К своему третьему альбому феноменальный инди-оркестр КДИМБ уже начал экспериментировать с пост-панком и афро-попом, отполировав до совершенства свой эклектичный стиль. Беззащитный сказочный мир, в который начал проникать внешний мир, на “Посмертных приключениях” стал рушиться под весом рутинной обыденности. Песни КДИМБ стали гораздо отчаяннее и пессимистичнее — послушайте хотя бы пронзительный и обезоруживающий трек “Ирис”, герой которого после выхода из тюрьмы не может найти ни своего родного дома, ни жены с дочкой. В начале 10-х годов невозможно было себе представить, что именно КДИМБ напишут самую точную песню о кризисе среднего возраста “Песочница”. “Посмертные приключения” стали переломным релизом для коллектива. Именно на нем КДИМБ разорвали свой кокон, начав отходить от сказочных текстов к очень личной и горькой лирике.
12. Mnogoznaal — Гостиница Космос (2018)
На “Гостинице Космос” Mnogoznaal делает хип-хоп настолько родной, будто бы и сам жанр был придуман в России. Музыка Mnogoznaal кажется универсальным явлением, которое могут оценить и провинциальные пацаны из падиков, и продвинутые модники. Артист будто бы намеренно игнорирует рэперский слэнг, таким образом оставаясь понятным людям, глубоко не погруженным в хип-хоп. Его гостиница «Космос» воспринимается как метафора нашего (пост)советского прошлого, а весь альбом является по сути инструкцией по выживанию в современной России. Инструменталы Mnogoznaal, которые он сам же и пишет — отдельная тема для разговора. Так бы звучал Burial, живи он на русском Севере. Уверен, «Гостиница Космос» поможет многим пережить еще не одну русскую зиму.
11. uSSSy — UD (2011)
Примечательно, что “UD” вышел летом 2011 года в самый разгар арабской весны. Именно на этом релизе Usssy виртуозно смешали нойз и мат-рок, которые играли до этого, с восточными мелодиями, получив неожиданно органичный и совершенно выдающийся результат. Эти дикие, величественные и непредсказуемые песни должен был бы воспевать авангардный журнал The Wire, но, кажется, так и не услышал их. Несмотря на всю гитарную грязь, шум, скачущие ритмы и вой фидбеков, в этой музыке есть какая-то пугающая и завораживающая красота.