• РЕЦЕНЗИИ
Домой Рецензии Классика "Сны" СТДК: утопический летний рэп из города разбитых фонарей

«Сны» СТДК: утопический летний рэп из города разбитых фонарей

Одним из главных летних хитов 1998 года для меня стал трек СТДК “Вот лето пролетело и АГА”. Не в последнюю очередь это произошло из-за горячей ротации клипа на BIZ TV Бориса Зосимова, которое спустя несколько месяцев превратилось в то самое русское MTV. В том самом видеоролике серьезные люди в черных костюмах купались в бассейне одного из египетских (!) отелей, прославляя балтийское (!!) лето. Чего уж там, это был первый русский хип-хоп трек, который понравился мне в детстве.

СТДК были участниками известного питерского хип-хоп сообщества “Балтийский клан”. Однако если Quake 2 писали агрессивный “рэп в зоне боевых действий”, полный одновременно страха и злости на весь несправедливый мир, то СТДК были их полной противоположностью. Вышедший примерно в то же время дебютный альбом СТДК “Сны” был утопией, созданной на костях советской поп-культуры.

Российские сериалы того времени создали миф о бандитском Петербурге с его улицами разбитых фонарей, однако на “Снах” он предстает городом, в котором почти круглый год светит жаркое солнце, пиво льется рекой (уверен, “Дискотека Авария” вдохновлялись СТДК при создании своего дурацкого шлягера “Пей пиво”), а молодые люди только и делают, что загорают на пляже и развлекаются на вечеринках. СТДК превратили Петербург в русскую Калифорнию — место, полное беззаботных и красивых людей. Роль местного Комптона играет питерский Юго-Запад — и, конечно же, это лучшее место на Земле.

СТДК в своих “Снах” предпочитают эскапизм, не желая мириться с унылой действительностью. “Жить так больше не хочу, я свой город изменю. В нём будет точно так, как где-то там, где море, солнце, горы, ветер, волны катят, в море тёплая вода”, — признаются рэперы в “Цветных красках”. В этом мире вечного лета нет места грязи, тяжелым наркотикам, войнам и социальным проблемам.

Под стать текстам на альбоме и довольно нетипичный для русского рэпа звук, представляющий собой настоящий калейдоскоп из семплов. В ход идет и музыка из советских детских фильмов, и “Старый отель” Браво”, и “Белые розы” “Ласкового мая”. СТДК будто бы всеми способами пытались уйти от обвинений в монотонности и однообразии, которые многие у нас тогда предъявляли хип-хопу. В итоге получилась разнообразная и продуманная пластинка, буквально фонтанирующая многочисленными деталями и мелодиями.

Видимо, из-за того, что “Сны” писались на протяжении почти 5 лет, многие биты к моменту выхода пластинки уже были морально устаревшими. Однако теперь это не только не раздражает, но и, напротив, добавляет альбому дополнительного ретро-очарования, и, как это ни парадоксально, приближает его к нашей эпохе. Такие треки, как “Где ты, где” с восьмидесятническими битами и наивным женским вокалом являются на самом деле ни чем иным, как чиллвейвом. Есть на пластинке и безумный хаус-номер “Если бы у деревьев были ноги” (только послушайте, насколько скрупулезная здесь работа с семплами), напрашивающийся, без шуток, на звание лучшего русского танцевального трека 90-х.

Слушать «Сны»

Оценка
9

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

X
Перейти к верхней панели