Недавно осознал, что альбому NRKTK «Планета любовь» исполнилось 10 лет. То есть, о пластинке весельчаков, метеором промчавшихся по независимой сцене, можно без стеснения говорить с ностальгией и называть классикой.
В те годы привычным делом были хипстеры в чиносах, рубившие стыдный инди с текстами на ломаном английском, как бы намекая, что до российской публики им дела нет и замахиваются они только на сцены Туманного Альбиона. Я до сих пор считаю, что красиво петь на английском языке никто, кроме Надежды Грицкевич, так и не научился.
На фоне нелепых подражателей парни с Дальнего Востока с их речитативными юморесками под прямую бочку звучали свежо и непринужденно. Так же непринужденно и легко «Наркотики» ввели моду на ностальгию по девяностым с их кассетами, игровыми приставками, жвачкой «бумер» и «пумой-олимпийкой».
Сейчас каждый фрешмен норовит назвать себя «рок-звездой», но именно в 2009 именно NRKTK издевательски озвучили тренд — «рок-звезде не нужна пунктуальность, главное — это актуальность». Тот же тезис озвучивают парни и в песне «Бесплатно», где Касай веселым голосом задает грустный вопрос: «Какая рок-звезда? Подумай головой — мне 25, а я все еще живой!»
В треке «Менты веселятся» парни пропускают беспредел и вседозволенность людей в форме через призму гомоэротизма и оккультных практик, чтобы выдать на выходе ньювейвовый хит в эпоху, когда концерты еще не было принято запрещать.
Трек «Бумбастик» вовсе не отсылает к хиту старины Шегги, а, скорее, погружает в мир абстракции дальневосточных балагуров, способных съесть человека в костюме котлеты и давать мастер-классы по красивому выносу мусора.
Абстракция бьет ключом и в песне «Я пью кровь», где Касай рифмует «ну-ка» и «головку лука», что вызвало культурный шок и снобистский гнев нынешней напарницы Евгения Горбунова по нелепому «Глинтшейку».
В гимне веществам «Ла-ла-ла» парни выводят важный итог своих трипов (главное — не путать ускоритель с замедлителем), в «Забиваю» воспевают дауншифтинг образца школьников девяностых, а в «Пистолете» постулируют самое искреннее признание в любви парня с городских окраин: «Несмотря на все, что сейчас на мне надето, я поеду в твое гетто без бронежилета».
Завершается пластинка полноценным манифестом — «Развлекайся» призывает слушателя: «live fast, die young», описывает ультимативный портрет современного фрешмена («Вставь имплантанты, тоннели в нос, тату на лице, механический хвост»), а пункт «сходи на Кипелова» стоит в одном ряду с таким рискованными поступками, как «нагруби качку» и «глотай шпагу».
На скрытом электроклэше «Гомосексуалист» томные голоса солистов начитывают мантру «Педик, щупай» — то, что сейчас вызвало бы непременное возмущение «прогрессивной общественности» тогда вызывало усмешку.
Ведь творчество «Наркотиков» было совсем не про решения с серьезными лицами. Оно было про эскапизм и радость самым нелепым и простым вещам во времена, когда доллар стоил 35, а о глобальных вещах вроде семьи и карьеры не задумывались даже самые серьезные в тусовке. Наверное, хорошо, что, пролетев болидом над головами меломанов, парни изменились — Касай пишет картины и рисует клипы, а Горбунов играет скучную, но высоколобую музыку. Повзрослели и мы.
NRKTK — «Планета любовь»
Оценка 9/10