Традиционно подводим итоги третьего квартала года, вспоминая 13 лучших отечественных альбомов за последние 3 месяца: Земфира возвращается с четырьмя простенькими песнями и выигрывает, Dakooka пробует себя в альтернативном роке, группа Электросон доказывает, что русский пост-панк еще может удивлять, а Скриптонит читает рэп под дрилл вместе с товарищами Индаблэк и qurt.
Земфира — «Ах»
В отличие от амбициозного “Бордерлайн” “Ах” был будто бы записан случайно и на коленке, на что указывает и полароидное фото на обложке с гитаристом. Отчасти “Ах” напоминает по звуку преступно недооцененный релиз “Жить в твоей голове”, но еще больше — песни Земфиры 20-летней давности. Необязательность и скромность песен на “Ах” про мимолетное любовное увлечение и расставание вызывает куда больший эмоциональний отклик, чем треки с “Бордерлайн” — да и для Земфиры, возьму на себя смелость предположить, это был куда позитивный опыт самотерапии.
даша онзероад — «звездное небо для тех, кто живет в городе»
Эмо-рок по заветам «Забыл повзрослеть» и «Ботанического сада» (в меньшей степени), в котором есть и поп-мотивы, и техничные гитары (но без лишней мудрёности), и гитарные слайдовые проходки от какого-нибудь мидвест-эмо. Мало только экспрессивности и почти нет экстремального вокала, но тут и не хочется. Лирика музыки жанра всегда (или почти всегда) служит одной цели — поддерживать жизнь, даже говоря, как всё плохо, потому что любую трудную ситуацию лучше переживать не одному. С этим «звездное небо» справляется — думаю, такие песни как «Не одинок» действительно могут тянуть из петли.
Леля — «Фикшн»
Одна из лучших вещей, которая случалась с жанром смарт-поп в России — певица Леля из Алматы, песни которой намного изобретательнее, тоньше и искреннее, чем у ее коллег. Летом у нее вышел новый EP — всего три трека, все безупречные, и почти все про расставание. И да, песни Лели по-прежнему немного ассоциирующиеся с лучшими творениями Наади (это комплимент). Наш фаворит — записанный с Lovanda трек под названием «Burial» (!), обезоруживающий с первых же нот.
Dakooka — «31006»
Альтернативный рок от талантливой музыкантки, которой идёт вообще всё — и этот поп-метал, и синтезаторы с хаус-бочкой, и рояль под ТВ-камерами на «Голосе країни». Текст привлекает внимание простотой на грани фола, ну и песни не все запоминаются (лучшая заглавная), а в остальном перед нами на этом альбоме вполне жизнеспособная ипостась Dakooka, которой очень пойдут живые концерты, особенно не стадионные.
Ямб — «Вокруг да около»
Ямб на своем новом альбоме выступает в качестве неравнодушного и рефлексирующего наблюдателя — мир “Вокруг да около” буквально соткан из насилия, паранойи и боли. С одной стороны, рэпер умудряется быть довольно прямолинейным, с другой, удерживается от совсем уж лобовых высказываний по поводу событий в его стране (возможно, просто потому, что в противном случае это неизбежно грозило бы ему неприятными последствиями). Самое интересное, как в текстах Ямба экзистенциальное плавно перетекает в социальное и наоборот, за счет чего ими как-то по-особому проникаешься. В случае Ямба также не применимо несколько экзотизирующее клеймо “типичный белорусский рэпер”, которое мне попадалось у коллег — на “Вокруг да около” совсем нет простодушного вокала, дворовых мотивов и пацанской этики мейнстримовых звезд из Беларуси. На самом деле Ямба в принципе сложно с кем-то сравнить — а это уже немалого стоит.
Состояние Сияния — «Местный»
Очень приятный многослойный IDM от лейбла “Фактура” и музыканта Евгения Смирнова, поставившего себе амбициозную задачу воплотить в музыку эволюцию общества Урала с первобытных времен по наши дни. Логичным образом, если начало “Местного” звучит так, будто ветер гуляет по холмам и равнинам, то во второй половине альбома музыка становится более механистической, а место эмбиента занимает электрическое жужжание.
Faience Knife — «ἀλκυών»
Воздушный, эфемерный дрим-поп — жанр, в котором, конечно, сложно сказать что-то новое. Но это не делает его менее очаровательным, особенно в исполнении географических аутсайдеров — альбом «Алконост» от тольяттинцев Faience Knife подкупает как волжским контекстом (про это даже упоминается в текстах), так и мелодиями, особенно первой песни. Можно взять с потолка пять ключевых российских групп в направлении, и Faience Knife не окажется в списке белой вороной. Рекомендуется любителям всего русского дрим-попа от «Акульих слёз» до Parks, Squares and Alleys.
Скриптонит, Индаблэк и qurt — «Плохие привычки»
“Плохие привычки” — поп-рэп высшей пробы с цепляющими с первого раза мелодиями, хитроумным грувом и замороченным звуком со множеством деталей (никакого постылого минимализма!). Хайлайт на альбоме, разумеется, “Москва слезам не верит” — кажется, одно из самых эффектных посвящений столице в русскоязычной поп-музыке. Ну и когда еще до этого вы слышали Скриптонита на дрилл-битах. И все же вопрос остается открытым — где обещанный еще год назад новый альбом Gruppa Skryptonite?
«нееет, ты что» — «Пластилин»
Солнечный, бунтующий против конвенциональности фанк-поп из Дагестана, который вызывает ассоциации с песнями Ивана Дорна, когда тот только становился звездой. В своей непосредственности слушается как бесконечный скит, собственно такой тут и есть (трек «Интерлюдия») — и это лучший скит, что вы могли слышать. Не хотелось бы выставлять географическое происхождение группы как главную фишку, но есть мысль — неэтническую музыку местных регионов нам ещё предстоит оценить (этнической уже занимаются Ored Recordings и фестивали с соответствующим уклоном).
X.Y.R. — «Anciente»
Владимир Карпов, он же X.Y.R. (Xram Yedinennogo Razmuwlenuja), выпустил продолжение прошлогоднего (возможно, своего лучшего) альбома “Pilgrimage”. “Anciente” тоже состоит из двух 20-минутных треков с эзотерическим нью-эйджем, каким он и должен был стать в эпоху АСМР. Если бы участники Coil были живы, то скорее всего записывали что-то подобное. Наверное, прошлогодний “Pilgrimage” был посильнее, но все равно есть ощущение, что у X.Y.R. сейчас творческий пик (один из).
Chikiss — «Something Natural (Crash Symbols)»
Галя Чикисс снова с нами — на “Something Natural” переехавшая в Берлин петербурженка тоскует по родному городу и всему, что с ним связано, а именно по дому, питерской архитектуре, оледеневшим набережным и холодным снежным зимам. Несмотря на это, “Something Natural” очень теплый и сердечный альбом. По сути это гипнагогический поп, лишенный чрезмерной мути и тумана — Чикисс обходится лишь легкой ностальгической дымкой.
Электросон — «Долгий здоровый сон»
Русский пост-панк все еще может удивлять, и доказательством тому «Долгий здоровый сон», в иных песнях которого слышатся интонации чуть ли не группы «ЧайФ» — и получается на удивление хорошо. Очень хочется, чтобы песня «Курортная» стала большим хитом в том же TikTok — она заслуживает этого гораздо больше, чем вещи Molchat Doma.
Moa Pillar — «Innocent Pranks»
У Moa Pillar вышел довольно неожиданный релиз — вместо привычной танцевальной электроники на «Innocent Pranks» саунд-дизайнерский эмбиент, птичье пение и препарированная опера (видимо, сказалось сотрудничество музыканта с композитором Владимиром Мартыновым, автором книги «Конец времени композиторов»).