1995 год для электронной музыки был невероятно плодоротворным: тут и драм-н-бейс от Goldie и A Guy Called Gerald, и глитч Oval и Microstoria, и даб-техно Basic Channel, и минимал Panasonic, и эйсид-джаз Red Snapper, и прогрессив-хаус Leftfield, и психоделический транс Hallucinogen, и IDM Autechre и Aphex Twin, и биг-бит The Chemical Brothers, в конце концов, и «Born Slippy» Underworld, который затем прозвучит в культовом фильме «На игле» Дэнни Бойла. Все было свежо, новые микрожанры будто бы рождались каждый день, но даже посреди всего этого многообразия «Succour» британской группы Seefeel до сих пор стоит особняком.
Обычно все ограничиваются дебютником Seefeel 1993 года «Quique», на котором они довольно остроумным образом объединили эмбиент-техно и шугейз майбладивалентайновского образца. На мой взгляд, после «Quique» музыка Seefeel стала лишь еще интереснее и загадочнее, и эту эволюцию можно проследить в новом четырехчастном бокс-сете «Rupt + Flex: 94—96». С каждым релизом треки британской группы становились все аскетичнее и скелетообразнее, Seefeel будто отсекали все лишнее, обдирая свою музыку до костей и наблюдая за получившимся результатом. За несколько лет коллектив прошел путь от «Quique», на котором многие композиции еще имели песенную структуру, к еле слышному изоляционистскому дарк-эмбиенту c «(CH-VOX)» 1996 года. Дальше — только тишина, и Seefeel после этого действительно замолчали на целых 15 лет.
Мой самый любимый альбом Seefeel — «Succour», на котором музыка группы находится еще на полпути к окончательному разложению на дарк-эмбиент. Размытые текстуры, дабовый саб-бас, нечеткие обрывки сопрано Сары Пикок, ритуальная перкуссия, словно покрывшаяся ржавчиной и порой подозрительно напоминающая колокольный звон — в электронике вообще-то много кто любовался пустотой, но Seefeel — одни из тех, у кого это получалось захватывающее всего. В этой музыке слышится и прошлое (нелюдимый восьмидесятнический пост-панк с индастриалом), и настоящее («…I Care Because You Do» Aphex Twin), и будущее (дабстеп, который придумают лишь через 10 лет).
«Succour» совершенно не кажется ностальгическим приключением, как альбомы иных коллег Seefeel — он сохранился куда лучше многих, словно муха в янтаре. Почему же «Succour», выпущенный культовым лейблом Warp, звучит так непохоже на всю остальную электронику середины 90-х? Все просто — вообще-то Seefeel являлись по сути рок-группой (пусть и довольно специфической), и то, что вы слышите на «Succour», по большей части вовсе не синтезаторы. Все эти эмбиентовые текстуры на «Succour» — на самом деле электрогитары, порезанные вместе с вокалом Сары Пикок на семплы и искаженные до неузнаваемости.
Эти же гитары гудят на мрачнейшем дарк-эмбиентовом «(CH-VOX)», на котором Seefeel будто бы попытались представить, какие звуки издают черные дыры и медленно вращающиеся небесные тела — композиции тут сопоставимы с самыми жуткими кошмарными снами Ричарда Ди Джеймса на «Selected Ambient Works Volume II». Сейчас выходит очень много эмбиента, к которому совсем не хочется возвращаться, так вот «(CH-VOX)» — не тот случай, даром что вышел в оригинале на лейбле Aphex Twin.