Несмотря на то, что с начала 2021 года прошло всего 3 месяца, вышло уже немало отличных альбомов, выпущенных русскоязычными музыкантами. Канал «По фактам» подводит предварительные итоги года, отобрав 15 лучших отечественных релизов — от Муджуса и Denderty до Скриптонита и САДа.
Муджус — «Melancholium»
«Melancholium» — самый изощренный и плотный в плане звука альбом Муджуса, здесь музыкант демонстрирует все лучшее, чему он научился за последние 10 лет. Помимо привычной для песенных альбомов Литвинова хаус-бочки и цоевской мелодики на альбоме есть и ломаные ритмы с его бессловесных электронных релизов, и даже хип-хоповые биты. Альбом и больно режет по сердцу, и в то же время обнадеживает, словно давая обезболивающее без рецепта. Не знаю, насколько «Melancholium» «важная» запись (да, наверное, «Downshifting» был важнее), но уж точно жизненно необходимая прямо сейчас.
Namatjira — «Прощальная»
Неприлично долгожданный альбом от тульско-московской эмо-группы с долгой историей, нишевой популярностью и минимальным для долгих лет существования количеством песен. Лидирующий голос принадлежит Никите, известному также по участию в группе «Маяк». Изредка на территорию экстремального вокала заходит Артём («Зарница») — и эти инородные для кричащего эмо моменты, конечно, совсем бриллианты, превращающие и без того знакомое и близкое во что-то новое и выезжающее не только на ностальгии и сложившихся симпатиях.
Скриптонит — «Свистки и бумажки»
Если отбросить лежащие на поверхности темы запрещенных веществ и взаимоотношений с противоположным полом, то «Свистки и бумажки» — на самом деле альбом о взрослении, точнее, о понимании, что это понятие само по себе — фикция. «Мне кажется, я всё ещё ребёнок — рамок нет», «Молодость — забор, и на нём слово из трёх букв/Тебе ещё не сказали, но в 30 ты будешь глуп/М-м, так же как сейчас», — читает Скриптонит в «Рамок нет» и «Не прокашляешься» соответственно. Возможно, отсюда и мультяшная обложка в духе коллег-фрешменов, и дуэт с Федуком, и сознательный отказ от перфекционизма. «Детка, нафиг хеппи-энд, лучше хэппи продолжать» — говорит Скриптонит, будто бы предлагая способ того, как преодолеть пресловутый кризис среднего возраста. Рецепт нехитрый, но, не поспоришь, действенный.
САД — «Дети Солнца»
Корни этой игрушечной пузырящейся музыки можно обнаружить как в ранней электронике 60-х и 70-х годов, так и в альбоме «Plux Quba» португальского композитора Нуно Канаварро, совершившем маленькую революцию в 1988 году. У Добровольского и Степанова тоже детская наивность удивительно органично сочетается с авангардным подходом к композициям. После «Детей Солнца» остается ощущение, что эта музыка тебе привиделась во сне — есть в ней что-то почти иррациональное и сюрреалистическое. Возможно, лучший электронный альбом года из России so far, который к тому же можно использовать в области психотерапии.
Merzota — «стрём свела»
Есть такая музыка, которую слушаешь, и сам хочешь попробовать — скачать крякнутый Ableton, взять гитару, надеть носок на микрофон от караоке и сделать лучший в мире альбом. Музыка Любы Романенковой из «Ритуальных услуг» работает примерно так. Песен мало, ни в одной нет ничего лишнего, но в каждой хорошие (нарочито дурацкие) тексты и прилипчивые мелодии. Бонусом — общая очаровательная странность происходящего.
«Снель» — «Сквозь туман»
Песни «Снели» вызывающе монотонны и похожи одна на другую — зато все одинаково прекрасны, как только что выпавший чистый снег, превративший мир в белую пустыню. Даже странно, что такой музыки по-прежнему так мало в России, где зима длится в среднем по полгода. Радикальная медлительность и нехитовость этих слоукор-песен — своего рода панк-жест, до сих пор актуальный в мире стриминговых музыкальных сервисов.
Mizarde — «Самая короткая в году ночь»
Открывающая альбом «Сновидение» песня — мгновенная любовь, остальные три трека тоже хороши. При всей минималистичности этой тихоходной музыки слышно, с каким тщанием Мадина относится к деталям своих песен. Несмотря на свое название, релиз парадоксальным образом скорее подходит для коротания бесконечных зимних ночей и созерцания падающих снежинок в свете уличного фонаря за окном. Для дебюта — прям очень хорошо.
Игла — «Young Russian Blood»
Экс-участник кировского хип-хоп объединения «Коннект» Игла на своем новом микстейпе «Vyatka Lyrical Terrorist» обращается к русскому року и падик-рэпу, повествуя о вечных темах — власти, свободе и российской безысходности («Ты себе все купил, но ты сидишь в тюрьме»). «Vyatka Lyrical Terrorist» гораздо грязнее и разнообразнее в плане звука прошлогоднего альбома «Самодур», который еще оставался в рамках «модной музыки». На свежем же микстейпе — непричесанные олдскульные биты и соответствующий им допотопный речитатив, вызывающий в памяти хип-хоп героев прошлого. Надеюсь, это все не разовый эксперимент Иглы.
Denderty — «Настоящее»
Новые песни Бурашникова — по сути сеанс психотерапии с самим собой, на котором он прорабатывает травмы, чтобы затем, возможно, попытаться двинуться дальше. Пока же DenDerty и не скрывает своей растерянности, и эта предельная честность с самим собой подкупает. При этом Бурашников пытается сохранить, если можно так выразиться, свою возрастную идентичность — по его песням очень хорошо видно, что человек вырос в 90-е и 00-е годы. Если на предыдущем EP «Иди и смотри» DenDerty, по большому счету, осовременивал “Агату Кристи», то теперь в его в его песнях можно услышать массу влияний — от Hi-Fi, Дельфина и «Тату» до Radiohead.
«Сольвычегодск» — «Танец с СВЧ»
Теоретически «Танец с СВЧ» — альбом ремиксов, но по сути от старых композиций «Сольвычегодска» здесь практически ничего не осталось, кроме вокальных семплов. Несмотря на всю этих изощренность композиций, люди из «Сольвычегодска» ни на минуту не дают усомниться в несерьезности своих намерений, порой даже слишком нарочито. С одной стороны, это мешает по-настоящему полюбить эту музыку (ею хочется скорее просто восхищаться). С другой, московский коллектив будто бы обезвреживает репрессивную реальность с помощью прививки из иронии, помогая не принять действительность, но, по крайней мере, на какое-то время избавиться от страха, за что «Сольвычегодску» хочется сказать спасибо. Ну и, в конце концов, «Танец с СВЧ» — правда очень весело.
«Желтая Ветка» — «Глубина Залегания»
«На микрофонах те эмси, что не читают под плюсы на тусах», по-хорошему злые и побитые жизньню, но бодрые и убедительные. Так можно охарактеризовать свежий материал «Желтой Ветки». Олдскул за последние пару лет вообще неслабо отвоевал позиции — видимо, слушателю успела поднадоесть так называемая «новая школа». Потому «Глубина залегания» от «ЖВ» слушается не как что-то новаторское и способное удивить звуком и манерой, а скорее как что-то знакомое со школьных/студенческих лет, приятное для прослушивания. Минималистичный биток, скретчи, неторопливый флоу — все как в старые-добрые нулевые. Пусть и без ворчания на молодых и успешных не обошлось.
Various Artists — «Hyperboloid 2021»
Московский лейбл Hyperboloid снова начал год со сборника, и здесь все очень хорошо — пост-транс, гиперпоп, джангл и бейс от Zarya, Pixelord, Raumskaya и других российских электронных музыкантов. Все красиво переливается и грохочет, есть даже намеки на песни и рефлексия на тему непростого 2020 года.
Summer Of Haze X CHERNOBURKV — «48 X 84»
У Summer Of Haze вышел самый лютый и абразивный альбом за все время «48 X 84», записанный на пару с певицей CHERNOBURKV, которая здесь то неистово голосит, то нежно щебечет, будто древнегреческая сирена. Вторая половина «48 X 84» — куда более мелодичная, тут есть, например, трек «Shiwa» с попытками сымитировать ритмы индийской музыки. Однако лучше всего получился финальный трек «Home», будто бы написанный Александром Ситниковым из «4 позиций Бруно» и «Пореза на Собаке» — что само по себе является наилучшей рекомендацией.
Антоха МС — «Всё вокруг от чистоты»
Слишком своеобразная, чтобы хорошо слушаться в формате лонгплея, музыка Антоха МС отлично работает в формате EP — четыре трека, и все в цель. Здорово, что на этом альбоме музыкант слегка отошёл от своей праведной юродивости, оглянулся и отрефлексировал увиденное, создав, возможно, самую задумчивую и не самую жизнеутверждающую свою работу.
Владимир Верушкин — «Света Гостика»
Здешние песни укутаны в туманные эмбиентовые синты, словно пытаясь спастись от холода, однако согреться не получается. Напротив, эти композиции погружают тебя в какое-то состояние комы, при котором приятно цепенеет все тело, так что даже «отмораживаться» не хочется. Есть ощущение, что автор сначала хотел играть пост-панк, но не нашел музыкантов и решил все записать сам в Ableton, попутно увлекшись джанглом и брейкбитом из 90-х — и это пошло песням исключительно на пользу. Что-то подобное раньше делала Яна Кедрина лет 5 тому назад.