Под конец второй недели релизов федерального значения выходит альбом Муджуса «Melancholium» — по первым ощущениям, явный и не уступающий преемник «Downshifting», ставшего одним из главных альбомов начала 2010-х. Совсем списывать со счетов «Amore e Morte» 2016-го не стоит, но проверку временем он, кажется, не прошел (скорее всего, дело во всех кроме Муджуса — во взрослеющих нас и в перенасыщении мира самой разной музыкой).
Несмотря на не очень интригующие синглы, последние дни сопровождались предвкушением чего-то важного. Может, дело в символической дате (внезапно вспомнилось, что с выхода «Downshifting» прошло почти ровно 10 лет), а может, в хорошем выступлении Муджуса на «Вечернем Урганте», где визуальные решения, общий стиль и тон перевесели неубедительность исполнительских способностей (расхожее мнение — вживую Муджус часто многим не нравился).
Предвкушение оправдалось наполовину, и в этом опять же нет вины автора. Музыка Муджуса заточена под то, чтобы становиться ценной в моменты кризиса, прочно связываться с переживаниями и надеждами, а после — воспоминаниями. Новая работа не обжилась личными контекстами, и как относиться к ней сейчас, ещё непонятно. В мелодиях, звуковых решениях, лирике она вряд ли хуже, а синглы обрели полноценный смысл — на дистанции альбома они раскрываются иначе, и переключать их уже не хочется.
Историческая необходимость музыки Муджуса мэтчиться с личным поддерживается проверенными средствами — здесь музыкант продолжает убедительно мирить IDM с поп-музыкой, кажется, вызывая симпатию по обе стороны. В «Melancholium» вы услышите ту же нескучную электронику с её вкрадчивыми пэдами, терменвоксоподобными синтезаторами и бряцающими колокольчиками. А вместе с ней и голос с узнаваемым интонированием (сравнение с Виктором Цоем ещё релевантно) и обработкой, превращающей флегматичное нашёптывание в фирменный лидирующий инструмент. Явных откровений тут не будет — Муджус появился перед нами таким в 2000-х, оформился окончательно к 2010-м и с тех пор менялся лишь в незначительных деталях. Тут они тоже есть, но на впечатление это влияет несильно. Так, например, в «Walk Of Shame» появляется женский вокал (и англоязычные вставки, всегда выглядящие в музыке Муджуса вставным зубом), а в «Напрасных надеждах» — не свойственная поп-музыке методичность и глитчевая колючесть. Наиболее уверенными приветами из прошлого кажутся «Вампиры» и «Последний тёплый вечер октября».
Почти на протяжении всего альбома «Melancholium» кажется мрачнее привычного — в строчке из «Города на холме» («знаешь, что напрасно ждёшь весны») мгновенно считывается отсылка к «Обещаниям» десятилетней давности («значит нам остаётся ждать весны»). Впрочем, это не мешает новой надежде появиться к концу альбома — в песне «Сон 128» речь снова идёт о весне, весне такой, которая, конечно, настанет.
Лирика Муджуса дополняет ощущение вакуумного пространства — несмотря на присутствия артефактов из жизни внешней (расхожих фраз вроде «вот это вот всё» или упоминания Останкинской башни), она комфортно существует в себе и помогает слушателю на 40 с лишним минут уединиться внутри собственного воображения. За ней стоят привычные образы (главным образом, весна и смерть), работы философов (чуть подробнее в хорошем интервью на «Афише») и скроенные автором полотна отсылок и намеков, но справедливо будет сказать, что альбом работает и без считывания смыслов.
Резюме. Муджус остаётся музыкантом, чей новый релиз всегда послушают и кто-то точно оценит. Здорово, что это не мешает ему выпускать самоценные работы — «Melancholium» из таких.