Диско-ревайвл, приход Spotify и онлайн-концерты — кратко разбираем процессы, замеченные в индустрии, и делаем субъективные выводы.
Онлайн-концерты — не то
Увы, впечатления от онлайн-концертов в большинстве случаев оказались примерно теми же, что и от просмотров видео на YouTube. Чаще хуже, ещё и перемотать нельзя.
Какие-то изобретательные способы интересно подать то, что в обычных условиях смотреть бы не захотелось, вроде онлайн-игры от «Мумий Тролля» или Трэвиса Скотта в Fortnite, тоже не воодушевляют и тренды не задают. Надеемся, это можно будет оставить в 2020-м.
Spotify пришёл в Россию
Да, это случилось, 15 июля Spotify заработал в России официально, по средней цене за подписку, но с ограниченным набором функций. Сейчас из больших игроков рынка у нас нет разве что Tidal, какого-нибудь Pandora и подписочного режима SoundCloud.
Ждём подкастов, и, возможно, запуска кем-то — Spotify или «Яндекс.Музыка» — фичи с аттачментом к их выпускам треков из фонотек сервисов. Всё-таки говорить и писать о музыке, не показывая саму музыку (на кнопку Play многим нажимать лениво), куда сложнее, чем в формате радиошоу.
«По фактам» в Spotify →
«По фактам» на «Яндекс.Музыке» →
Альбомы: 2020 < 2019, 2018, 2017…
Обошлось без консенсунсных «великих» поп-альбомов. Charli XCX и Weeknd не выдержали планку, Тейлор Свифт пошла по непредсказуемому пути акустического инди и выпадает из уравнения, Tame Impala выпустили спорный альбом, а Дуа Липа — вроде бы отличный, но проигрывающий по масштабу многим релизам 2019-го (из всемирно почитаемых там, например, Лана Дель Рей и Билли Айлиш). Консенсусный альбом Фионы Эппл не в счёт — кажется, многие так и не поняли, почему он великий (не умаляем значимости, но пеняем на неуниверсальность и преобладание лирической составляющей). Столь же неуниверсальны альбомы, например, Фиби Бриджерс, Haim и Джесси Уэйр.
Мы, конечно, нашли что послушать, и какие-то документальные подтверждения тезису не находятся (Metacritic и в частности Pitchfork с 10-кой говорят о безусловной значимости альбома Фионы Эппл), поэтому не настаиваем.
Эпоха тизеров
Тенденция подмечена Игорем Банниковым из канала «Банька-Парилка» — не уверены, что новость о событии теперь важнее события (в случае с той же Билли Айлиш обсуждаемым было и само интервью), но тизеры действительно становятся все более популярным форматом контента.
По результатам поиска по запросу «тизер клипа» на YouTube мы обнаружили, что просмотры заставок в пару десятков секунд у Егора Крида набирают больше миллиона просмотров — а раз смотрят, то почему бы и нет?
Диско-ревайвл
2020-й неожиданно вернул диско в альбомах Леди Гаги, Кайли Миноуг, Дуа Липы и других музыкантов. На «По фактам» можно найти тематическую подборку в Spotify, а у Павла Борисова в Blueprint небольшой текст о том, как вообще это вышло.
Дрим-поп в России
И снова без документальных подтверждений и сугубо по заметкам на полях. Кажется, «бедрумный» характер жанра и низкий порог вхождения делают свое дело, и дрим-поп становится новым пост-панком. Заметив это летом, мы собрали небольшую (в 20 треков) подборку дрим-поп-композиций в Spotify, но с тех пор всё только набрало обороты — в одну только нашу рубрику с новичками стабильно приходило по паре новых проектов жанра (или релизов от старых) в месяц.
Экспансия на Запад
Kate NV в топе Pitchfork, большое интервью с Kedr Livanskiy там же, статья о «Молчат Дома» на The New York Times, ряд заметок и рецензий на последний альбом Lucidvox в западных медиа, Volan и «Спасибо» на Audiotree, появление в англоязычном интернете материалов об Августин, Ic3peak, «Интуристе»… Что-то из этого определённо произошло впервые в 2020-м, и подобного в таких масштабах раньше не случалось. Не думаем, что на Западе только и разговоров, что о русской музыке, но внимания стало больше, и к чему такие глобалистические процессы могут привести, интересно.
Герои умной электроники стали экстравертами
Предпочитавшие ранее отдуваться в одиночку важнейшие электронные музыканты 2010-х полюбили коллаборации (порой довольно неожиданные) с коллегами. Так Oneohtrix Point Never выпускал песни с Кэролайн Полачек и The Weeknd, на «Karma & Desire» Actress можно услышать вокал Sampha и Zsela, а добрая половина треков на «KiCk i» Arca — совместные работы с Бьорк, Розалией и Shygirl. Джеймс Блейк в уходящем году вновь сотрудничал со звездами хип-хопа и R&B, такими, как Slowthai и Kehlani. Его примеру последовал и Four Tet — британский музыкант записал альбом с великим хип-хоп продюсером Madlib (релиз выйдет в январе).
Триумф Griselda Records
Артисты нью-йоркского инди-лейбла продолжали реанимировать бум-бэп, успешно приспосабливая хип-хоп Восточного побережья тридцатилетней давности к нынешней реальности. В этом году к Griselda Records как никогда было приковано пристальное внимание, чему способствовала некоторая усталость от звучания мейнстримного южного хип-хопа — при этом Benny the Butcher, Conway the Machine и Westside Gunn один за другим выдавали сильные альбомы.
Засилье кавер-версий
Судя по всему, в 2020 году из-за отмены концертов у музыкантов появилось очень много свободного времени, и они увлеклись записью кавер-версий, которых было как никогда много. Пожалуй, самыми обезоруживающими они получались у Sega Bodega, который в абсолютной тишине исполнял с друзьями по видеосвязи хиты 90-х и 2000-х. Особенно трогательным оказалось исполнение на пару с Дориан Электрой «Teenage Dirtbag» подзабытой группы Wheatus — прослезился даже Энтони Фантано, признавшись в этом в комментариях на Youtube.
Простота снова в цене
Во многих итоговых топах западных критиков лидирующие места занимают девушки с гитарой: Лора Марлинг, Адрианна Ленкер, Фиби Бриджес, Итико Аоба, Waxahatchee и другие. Журналисты также с радостью встретили возвращение всем хорошо знакомых «старичков», таких, как Боб Дилан и Fleet Foxes. Фолк (или то, что им притворяется — см. пример Тэйлор Свифт) и его простота выразительных средств для многих стали настоящим бальзамом на душу в непростое время. А некоторые из фолк-релизов года могли бы и не появиться на свет, если бы не коронавирус и его распространение по всему миру — так, Адрианна Ленкер записала свой двойной альбом на кассетную пленку в американской глуши, где минувшей весной пережидала пандемию.