На протяжении всей недели мы подводим музыкальные итоги года — и наконец добрались до 10 самых главных отечественных альбомов 2020 года. Мы провели голосование в нашей мини-редакции и определили наиболее запомнившиеся нам русскоязычные релизы, ориентируясь исключительно на свой вкус и не ограничиваясь теми или иными жанровыми рамками. Именно эти релизы мы переслушивали в течение года чаще всего — и будем продолжать в будущем.
10. «Источник» — “POP TRIP”
Московский дуэт “Источник” довольно неожиданным образом переквалифицировался из эмо-панков в группу, которую теперь не так-то просто охарактеризовать, наклеив жанровый ярлык — и это пошло ей лишь на пользу. При прослушивании нового альбома «Pop Trip» возникает масса ассоциаций, при перечислении которых точно не хватит пальцев одной руки — это King Krule, Скриптонит, “Краснознаменная дивизия имени моей бабушки”, This Heat, “Тима ищет свет”, Tyler, The Creator, Роберт Уайетт, какой-нибудь околоджазовый пост-рок конца 90х и многое другое.
Группа с легкостью перепрыгивает от чеймбер-попа к хаусу, от прог-рока — к блюзу и R&B, не теряя своей индивидуальности, что вообще-то дорогого стоит. В итоге у “Источника” получился один из самых сильных и изобретательных гитарных релизов года, доказывающий, что эксперименты с жанрами вовсе не обязательно должны приводить к вымученному и искусственному результату. Участники “Источника” при записи «Pop Trip» явно сами получали удовольствие от музыки — и это слышно.
9. Лёля — “Summer Child”
В этом году было немало южного R&B на русском языке в исполнении фрешвумен — на ум здесь приходят как минимум ANIKV и Dequine, и от певицы Лели из Алматы легко отмахнуться, как от “еще одной из”. Действительно, в последнее время подобной музыки становится слишком много, но альбом Лели “Summer child” — несколько особый случай. Ее песни намного изобретательнее, тоньше, свободнее, чем у остальных. При этом на месте расхожего трэп-минимализма ANIKV и прыгучего поп-фанка Dequine на “Summer child” небанальный и многослойный синтезаторный саунд, в котором ты порой в буквальном смысле утопаешь, как сама Леля в зелени на обложке альбома.
8. Витя Исаев — «Привет! Как дела?»
Витя известен как продюсер, ответственный за звуковое наполнение последних альбомов Монеточки, как ностальгирующий по поэзии Серебряного века артист БЦХ и, если покопаться, как ещё много кто, но на этом альбоме он, кажется, чуть ли не впервые предстал самим собой. Получилось отлично и без набивающих оскомину реверансов в сторону советского и досоветского прошлого. Это интеллектуальный и умеренно новаторский поп, на который не особо примеряются тренды — частично обращённый к прошлому, но звучащий свежо и не вторично. Спокойная и продуманная работа, не вызывающая быстрых восторгов, но создающая приятнейшее впечатление.
7. «Интурист» — «Комфорт»
Как говорят музыканты и, наверное, все, кто послушал «Комфорт» со знанием предыдущего материала «Интуриста», это самый понятный и комфортный альбом группы. При этом грань довольно тонкая — да, появилась очевидная структура и каждый звук записи на своем месте (возможно, по замыслу, так было и раньше, но с этим хотелось спорить). Это всё ещё взбалмошная авант-поп-придурь, играемая с умным лицом. Лирически она так же построена на случайно придуманных фразах и бытовых клише, а мелодически полна диссонансов и неудобных припевов. Но теперь это похоже на песни, которые слушаются как песни, а не полёт музыкальной мысли или результат рядового джема на репетиции.
Главный месседж Евгения Горбунова и аффилированных с ним проектов очевиден и заслуживает только уважения — жанры должны умереть, «нормальным» становиться необязательно, а музыка может, в первую очередь, быть интересной и удивлять, а уже потом всё остальное. Но в какой-то момент и особенно с разочаровывающим альбомом ГШ «Гибкий график» выражать свой +1 к этому посылу стало труднее — дайте поп-музыки и добавьте уже контрастов. В конце концов, я что, за интернет плачу, чтобы вашу какофонию по 20 минут слушать? Здорово, что «Комфорт» стал этим поп-альбомом, этим контрастным пятном. В общем, название релиза очень хорошо сошлось с впечатлением.
6. «Монти Механик» — «Сияние»
Миниальбом с новыми и переделанными старыми песнями «Монти Механик», очаровательными в своей иллюзорной инфантильности и простой красоте. «Калейдоскоп» стал почти русским роком, а «Протест» лишился кислотного синтезатора. Среди новых треков — «Вальс комаров» — что-то между фолком и эмбиентом с Дашей из «Комсомольска» на вокале; относительно проходное «Сознание» и главная песня «Сияние» в танцевальной и акустической аранжировке.
Альбом отличный — музыканты не спешат вырываться из-под знамени условного жанра «наивное творчество», что добавляет проекту еще больше очарования. И, самое главное, «Монти Механику» снова удаются две самые важные, в общем-то, вещи: придумывать яркие мелодии и писать тексты с претензией на взрослую поэтичность. Сентиментальные, возможно, немного инфантильные, мечтательные и трагичные одновременно.
5. Bicycles for Afghanistan — «Прятки»
Весенний альбом Bicycles for Afghanistan трудно описать названиями готовых жанров — исчезают частности и детали, в которых тут, в общем-то, всё. Но это совершенно точно эмо, если не в средствах, то в лирике, настроении и нескрываемом бэкграунде. Вокализы по поп-панк-заветам сочетаются с залоуфаенным скримингом, а прилипающие поп-припевы с неочевидной музыкальной сложностью — это интересно слушать, разбирать, подбирать на гитаре. Ну и цепляет, конечно, крепко и надолго. Чего стоит хитовый припев «Воздуха» или трогательный ход в «Прятках» на словах «Мы с ним опять играем в прятки и не помним о тебе».
4. Хаски — “Хошхоног”
«Хошхоног» вызывает при прослушивания противоречивые ощущения — ты одновременно и смеешься, и испытываешь чувства отвращения, злости и ужаса. Из пронзительно-искреннего и несколько сентиментального провинциала, каким он казался (или хотел казаться) на “Любимых песнях (воображаемых) людей”, Хаски превращается в ерника-нигилиста и главного последователя великой екатеринбургской группы «4 Позиции Бруно».
«Хошхоног» вполне адекватным будет считать очередным перфомансом Хаски, целью которого — отстоять творческую свободу и выжить, причем в буквальном смысле. Рэпер на альбоме экспериментирует с самыми разными битмейкерами, пробует петь с автотюном, изображая манеру Элджея под эпические синты в духе Oneohtrix Point Never, поминает Путина и Бога, будто специально нарываясь на неприятности, не оставляет от мира камня на камне и издевается над святынями — в том числе и над той самой русской смертью как таковой, словно пытаясь зачаровать ее.
3. «Хадн Дадн» — «Ностальгия»
Едва московское поп-фолк-трио перевело дух от отличного «Ляоакына», как выпустило полноформатник «Ностальгия» — еще более осязаемый в смыслах, экспериментальный в звуке и запоминающийся в мелодиях. Идентифицировать музыку «Хадн Дадн» через какую-то другую — проигрышная затея хотя бы потому, что в полной мере их творчество работает в нашем культурном контексте. Который с маршрутками, киосками Роспечати, спившимися скейтерами и условными Каринами, которые когда-то были нам друзьями. «Хадн Дадн», в первую очередь, ужасающая в своих подробностях русская тоска, будимая живущим в нашем бессознательном неочевидными тригерами. На данный момент «Хадн Дадн» — одна из самых интересных групп отечественного поп-пространства. Они делают нетривиальный звук, пишут по идеальному поп-припеву в каждой песне, бесконечно иронизируют и вместе с тем стреляют в слушателя чуть ли не суицидальными смысловыми пулями.
Как мы и предполагали — год прошёл, а «Ностальгия» всё ещё осталась одним из главных музыкальных впечатлений.
2. Kate NV — “Room for the Moon”
Kate NV на “Room for the Moon” часто поет о памяти и механизмах ее работы, делая это лаконично и точно. Прошлое здесь постоянно ускользает, будущее неопределенно, а настоящее — иррационально. В определенном смысле “Room for the Moon” это еще и довольно пронзительное высказывание о пресловутом кризисе среднего возраста, о тех самых “бумерах”, дезориентированных в современности с ее постоянно меняющимися правилами игры.
Песни Kate NV оказались особенно ко двору в 2020 году, в котором царит всеобщая неуверенность в завтрашнем дне. При этом, парадоксальным образом, “Room for the Moon” является очень легкой и оптимистичной записью. “Зазвонит телефон и придется снова бежать под палящим солнцем, где непонятно, что будет сегодня”, — поет Катя в милейшей песне “Телефон”, словно предлагая превратиться в детей, которые вместо страха к завтрашнему дню испытывают любопытство.
1. «Тальник» — «Сипс»
Альбомы группы «Тальник» можно поделить на две категории: в первую входят экспериментальные записи, которые слушать сложно и будто незачем («Райские вазы» и, почти полностью, «Коричневый блюз»), а во вторую релизы хоть и со странностями, но очень музыкальные («Музыкайф», «Пыль летит долго»). «Сипс» — из второй группы, лишь два трека из 10 являются не песнями, а голосовыми интерлюдиями.
Музыкально «Сипс» продолжает линию самобытного минималистичного чиллвейва, которое, при попытке натянуть сову на глобус, можно сравнить с некоторыми записями Ариэля Пинка, Джеймса Ферраро, Дина Бланта или Oneohtrix Point Never. Но лучше не надо — это все равно другое. Странный образный саунд дополняется такими же образными текстами, обращающимися если не к бессознательному, то к чему-то подхваченному на уровне культурного кода и вовремя необдуманному. Музыка «Тальника» одинаково дистанцируется от всех влияний, какие тут можно обозначать довольно условно — что-то от полузабытой поп-музыки из детства, что-то от дворового мелоса (например, в Tiki-tak). Также непосредственно к чему-то трудно осязаемому обращается лирика. Текст здесь существует вроде бы номинально и кажется поверхностным, но вступает в странную связь с музыкой, превращая лирическую абстракцию во что-то конкретное и индивидуальное.