Сложился определенный консенсус насчет того, что “Переживу” — лучшая песня на “Декоративно-прикладном искусстве”, я этого мнения не разделяю и отдаю предпочтение “Папиной любовнице” и “Мартовским котам”, но интересно сравнить ее с недавними вещами коллег Монеточки, например, с “Outro” последнего альбома “Хаски”, на котором последний после часа мамлеевщины на “Хошхоноге” будто бы суеверно читает заклинание-заговор от смерти. Как и “Переживу”, “Outro” вполне можно трактовать двояко, и мысль о том, что эта песня о России, вполне имеет право на существование. В свою очередь в “Переживу” присутствует своего рода рэперская бравада, и лично мне ее легко представить в устах какого-нибудь Нойза МС.
Прискорбно малозаметной, по сравнению с “Переживу”, в этом году оказалась песня “Русская тоска” Гречки, с которой поначалу Монеточку все постоянно сравнивали, хотя у певиц не было ничего общего, кроме юного возраста. В отличие от “Переживу”, “Русская тоска” эмоционально открытая и прямолинейная песня без капли постиронии, из-за чего Гречка оказывается в более беззащитной позиции, становясь уязвимой для обвинений в наивности и прочих смертных грехах. И в то же время, на мой взгляд, эта позиция более сильная и выигрышная.
Именно “Русская тоска”, несмотря на свое название, является как раз по-настоящему жизнеутверждающей песней (и, если хотите, патриотической). Предположим, в “Переживу” на самом деле идет речь в том числе и о вечной России как о безличном государстве, которое “и вас, и нас” переживет, несмотря на “Союза крах” и “герметичные запайки на цинковых гробах” — если вас обрадует эта мысль, то поздравляю, вы Юля Чичерина. Думаю, тут уместно сравнение с 7-ой симфонией Шостаковича — если вам нравится думать, что это произведение “про героизм советского народа” — ок; если считаете, что оно посвящено экзистенциальному страху и ужасу — тоже ок. Лиза Гырдымова, конечно, не Шостакович, но, надеюсь, и не Чичерина, и под маской иронии прячет сложные и противоречивые чувства.
В то же время Гречка ничего не прячет — ей “здесь больно быть собой”, и какая, собственно, разница, что кто-то тебя переживет. Гречка поет о своей “русской душе” и пламенном сердце, которое горит “вечным огнем”, при этом грозится расправиться с мрачным прошлым и уничтожить ту самую “русскую тоску”. Певица дает самой себе обещание действовать и “зажигать погасшие огни”, а не пассивно “пережить” те или иные события, и песня в случае со мной действительно работает и необыкновенно воодушевляет. Как The National сделали свою песню “Mr November” посвящением Обаме спустя несколько лет после ее выхода, так и Гречка теоретически могла бы в будущем подарить “Русскую тоску” какому-нибудь человеку, который пообещал бы снова сделать Россию великой, и за эту песню нам можно было бы ей все простить.