Чем запомнился «Музыкальный ринг» — передача, которая сталкивала критиков и музыкантов

0

Что такое «Музыкальный ринг»

«Музыкальный ринг» — это запущенное в 1984 году на Ленинградском телевидении концертное и ток-шоу. Сюжет такой — на оформленной в виде боксерского ринга сцене выступают музыканты, а сидящие в зале профессиональные критики, композиторы, журналисты и просто слушатели задают вопросы, ругают и защищают артистов. Сами исполнители «отбиваются» от нападок вопрошающих — собственно, поэтому передача и получила такое название.

Шоу открыло или дало новый трамплин куче звёзд прошлого и настоящего, долгие годы было площадкой для музыкальных дискуссий и местом для озвучивания претензий к артистам. «Музыкальный ринг» открывал и новые технологии — так, например, в эфирах передачи уже в конце 1980-х использовалось голосование по телефону и подсчет результатов компьютером.

С годами «Ринг» то закрывался, то открывался, иногда менялся и сценарий — так к концу 1980-х концепция подразумевала уже столкновение музыкантов (критики при этом никуда не пропали). С годами градус страстей, разнообразие и интересность претензий вместе с подкованностью критиков неумолимо падали, в 1990-х многие музыканты выступали под фонограмму. В какой-то момент династию Тамары и Анастасии Максимовых на посту ведущих сменили Тимур Родригез и Михаил Боярский, но это уже современная история совершенно другой передачи.

Так или иначе, «Музыкальный ринг» стал площадкой, где в разное время играли «Отпетые мошенники» и Билли Джоэл, Трофим и Сергей Курёхин с «Поп-механикой», «Любэ» и DJ Грув. Мы отсмотрели десятки сохранившихся выпусков, выбрали восемь самых любопытных и готовы представить хронику «Музыкального ринга» — от «Аквариума» до «Ранеток».

Восемь «Рингов», которые интересно посмотреть сегодня

«Аквариум»

Год: 1986.

Чем запомнилось: юным Борисом Гребенщиковым, искренне рассказывающим о своём творчестве с позиции не гуру, но друга.

Конфликт: критики разделяют любительское и профессиональное музицирование, утверждая, что такие, как «Аквариум» должны либо играть после работы, либо быть обвинены в тунеядстве. Обсуждается смысл текстов, которые многим непонятны и кажутся случайными и символичными. Прозвучали нападки и на абсолютно нейтральный внешний вид музыкантов, но в целом реакция критиков кажется даже комплиментарной. Особенно если учитывать, что двумя годами ранее «Аквариум» уже выходил на «Ринг», где из-за цензуры был абсурдно представлен пародийной группой — приходилось поддерживать легенду. С той передачи сохранился небольшой отрывок видео и полная аудиозапись, с которой стоит ознакомиться, если вы любите альбом «Радио Африка».

Из диалога Бориса Гребенщикова с критиком:

— А как ты относишься к символизму?
— А никак. Вообще по этому поводу много идёт разговоров о содержании наших песен, о том, что их трудно понять. Пикассо очень правильно, по-моему, сказал: «Все пытаются понять мои картины. Зачем? Вот растёт дерево, почему вы его не пытаетесь понять? Это явления одного порядка. Воспринимайте»

«Браво»

Год: 1986.

Чем запомнилось: танцами Евгения Хавтана с озорной челкой-завитушкой и молодецкими усами! Ну и, конечно, почти юной Аллой Пугачёвой, готовящей себе смену в лице ещё не особо-то и эксцентричной московской певицы Жанны Агузаровой. А ещё — ранним исполнением песни «Синеглазый мальчик», которая звучит здесь очень футуристично.

Конфликт: по мнению многих присутствующих, музыка «Браво», о боже, слишком развлекательна. Многие атаки легко отбиваются уже заслужившей на тот момент пожизненный кредит доверия Аллой Пугачёвой, но у такого покровительства есть и обратная сторона — в какой-то момент за участников группы становится обидно, ведь большинство вопросов задаются не им. Кажется, что мотивация Аллы Борисовны поддержать молодой московский коллектив — явление для критиков куда более интересное, чем то, что играют «Браво».

Интересная статистика зрительского голосования:

Музыка «Браво» понравилась зрителям. Это выражают не только глаза и лица, но и цифры. 52% зрителей получили удовольствие от прослушанной программы … Что же нравится в «Браво»? Хороший голос солистки, эмоциональное исполнение, озорство, танцевальность, выразительность. Но есть ведь и те, кому этого мало. А почему им этого мало? А потому что примерно две трети слушателей не уловили какой-либо связи их музыки с народными традициями.

«Поп-механика»

Год: 1987.

Чем запомнилось: обаянием Сергея Курёхина; перформансами умеренной степени безумства; Виктором Цоем, минуты играющим два аккорда; высокотехничными джазовыми этюдами и абсолютно невысокотехничным всем остальным.

Конфликт: главную претензию можно сформировать словами одного из критиков — «кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Собственно, эта и все подобные претензии разбиваются утверждением маэстро, что музыка «Поп-механики», в общем-то, понятна. Большинство вопросов гуляет вокруг мнимого конфликта искусства и недешифруемого привычными способами творчества. Возможно, это самая горячая дискуссия за время существования передачи и, пожалуй, самое популярная запись выступления «Поп-механики».

Кто-то в зале в какой-то момент говорит, что принятие таких явлений, как «Поп-механика» проходит через три стадии: «это бред», «это вред», «мы тоже помогали!». Интересно, сколько из осуждавших Курёхина и музыкантов за дискредитацию искусства сейчас с гордостью вспоминает, что был тогда в зрительном зале?

Из обсуждения слушателей в кулуарах:

— Недавно мне удалось прочитать статью, посвящённую Белинскому, и там было сказано, что должны быть высокие профессионалы, которые будут отличать временное, никому не нужное и портящие вкусы от действительного великого. Человек должен знать, что Чехов гораздо лучше, чем Потапенко. Чтобы не оказалось, что он будет читать посредственные произведения неизвестно кого, и в результате воспитает свой убогий внутренний мир.
— Профессиональные критики в своё время прошли мимо замечательных художников, и спасибо людям, что они это сохранили и показали. Так вот не будут ли ваши критики тенденциозны в оценке таких явлений, как «Поп-механика»?

«Секрет»

Год: 1987.

Чем запомнилось: эффектным выходом и открывающим выпуск «Буги-вуги», кудрявым Николаем Фоменко и безумствующим фанатским клубом, готовым рвать за любимую группу.

Конфликт: недовольство критикующих связано с отношениями между группой и фанатами — всем кажется, что «Секреты» слишком легкомысленны и преступны в своём нежелании выполнять воспитательные функции. Участники клуба поклонников же рассматриваются интеллигенцией как рыбки, неспособные самостоятельно анализировать реальность и отделять хорошее от плохого — тут, по мнению критиков, без нравоучений кумиров не справиться. «Секреты» то огрызаются, то отвечают вполне учтиво, защищая интеллектуальность поклонников и право музыки на развлекательность.

Из диалога критика и Николая Фоменко:

— Вы сказали, что цена искусства — это аплодисменты публики. Если посмотреть на выступления бит-квартера «Секрет», то в основном контингент вашей публики составляет от 14-ти до 18-ти. Основная часть — не имеющая музыкального образования. И что это такое тогда? Вы считаете, это подлинное искусство?
— Спасибо большое. Вы знаете, мы теперь перед каждым нашим концертом будем выставлять на контроле специального человека, который будет проверять дипломы музыкальные. Есть или нет. Если есть — пускай проходит.

Москва-Ленинград

Год: 1989.

Чем запомнилось: авангардом и рок-экспериментами разных сортов — футуристичным пост-панком группы «Игры»; текстами Василия Шумова («Центр»); перформансом «АВИА», которые, кажется, были кем-то вроде советских Devo; Петром Мамоновым («Звуки Му») в расцвете сил. Кстати, в этом выпуске последний, отвечая на вопрос про группу «Кино», пошутит про попадание под автобус, и это немного пугает!

Пожалуй, главное, чем запомнился один из самых масштабных и многосоставных выпусков в истории «Ринга» — это ощущение наступающей свободы. Ещё пять лет назад куда более скромный «Аквариум» был вынужден маскироваться под пародийную группу, а теперь у нас вот это всё, да ещё и в прямом эфире.

Конфликт: несмотря на название, конфликта между городами не было никакого — всем, кажется, вообще было всё равно на какую-либо соревновательность. А претензии людей в зале и зрителей, звонивших на «Ринг» по телефону были обращены ко всему понемногу — к смыслам, танцам, звуку. Интереснее всего смотреть за ответами снисходительно философствующего Петра Мамонова, дружелюбного Виктора Сологуба («Игры») и агрессивно отбивающего атаки критиков Василия Шумова.

Василий Шумов о тексте «Навсегда»:

Одна из моих идей в творчестве — ознакомить как можно больше людей во всех странах мира с русским языком. Поэтому, если мы будем петь сложные, заумные тексты, как поют наши многие любимые группы, намекать на выеденное яйцо, то люди за рубежом никогда ничего не поймут. А если же мы будем петь «матрешка», «балалайка», «самовар», «Калашников» — это будет первый шаг к взаимопониманию.

«Аукцыон» и «Своя игра»

Год: 1989.

Чем запомнилось: выступлением и танцами участников «Аукцыона». Большим количеством танцев! И завершающими пируэтами танцора группы Владимира Весёлкина, скидывающего с себя одежду и прыгающего в зал. Спустя 25 лет он появится в эфире передачи «Сегодня вечером», посвященном «Музыкальному рингу». Спустя 28 — пропадёт без вести.

Конфликт: весь выпуск участники «Аукцыона» легко и иронично отбиваются от обвинений в дискредитации творчества, искусства, рока. Интересно, что теперь им противопоставляются уже вроде как социально одобряемые Бутусов и Гребенщиков.

Критик и Олег Гаркуша:

— А что вы будете делать, если вас привлекут по статье за дискредитацию высокого советского искусства?
— А мы будем играть там, где мы будем… отрабатывать… Мы, кстати, играли в тюрьме, и нас очень хорошо принимали, все были весёлые.

«Агата Кристи» и DJ Грув (+ DJ Фонарь)

Год: 1997.

Чем запомнилось: разве что дискуссией. В будущие годы «Агата Кристи» перекормит всех теми же хитами из 1990-х, а диджей Грув останется воспоминанием, к которому не особо тянет возвращаться даже на ностальгических вечеринках. Хотя в скретчах, желтых очках диджея Фонаря и странно танцующих подростках есть свой шарм.

Конфликт: критики лениво обвиняют «Агату Кристи» в упаднических текстах, но всё же относятся благосклонно, ведь по другую сторону у нас диджей, играющий электронную музыку. Электронную, значит, без души! К тому же, её и сочинять проще простого — «пара кнопок на компьютере». В один момент диджей Грув начинает справедливо злиться — никто здесь просто не шарит.

Из несложившегося диалога критика и DJ Грува:

— Тексты «Агаты Кристи» могут нравиться или не нравиться, это личное дело каждого. Но они по крайней мере заставляют задуматься, что такое хорошо, что такое плохо, что есть добро и зло, красота и счастье. Танцевальная музыка не предполагает никаких умственных или духовных усилий. О каких духовных ценностях можно говорить в рейв танцевальной музыке?
— Мне просто башню сорвало, насколько все корреспонденты… «техно-музыка в рейв-стиле»… Настолько мы не просвещены и все наши журналисты… настолько вообще нифига не понимают… Мне очень нравится, когда человек задаёт грамотно вопрос. Грамотно и в тему. Это самое главное.

«Ранетки» и The Matrixx

Год: 2011.

Чем запомнилось: Глебом Рудольфовичем в самом соку — в первые годы после «Агаты» он выдавал хиты пачками.

Конфликт: могут ли рок-герои получиться из коммерческого проекта? Бригада критиков во главе с шоуменом и продюсером Алексеем Остудиным нападает на «Ранеток» из-за того, что Самойлов, видите ли, почитаемый рок-герой, а девчонки с СТС — мерч-проект, чья участь остаться на обложках школьных дневников. В один момент бригада критиков начинает выяснять не нужные нормальным людям подробности про отношения продюсера Сергея Мильниченко с участницами. Всё это — с огромным пренебрежением по отношению к «Ранеткам» на протяжении всего выпуска. Омерзительно.

Резюме

Записи «Музыкального ринга» стали документами разных времён и повесток в музыкальной индустрии. Шоу было площадкой, на которой аккумулировались все дискуссии в области популярной музыки — любой вопрос, который мог сформулировать слушатель к музыканту, звучал и, что важнее, на него давался какой-то ответ. Сейчас такой площадки нет, а критики с претензиями выступают в роли мужиков, кричащих на облака.

С одной стороны, здорово, что от музыкантов наконец-то отстали — мало кому нужны эти эфиры, поддержка продюсеров и социальное одобрение. А с другой — кажется, с выключением из дискуссии самих артистов мы потеряли важнейшую часть диалога, общения внутри индустрии и много интересного вокруг музыки. Просто потому, что в какой-то момент мы перестали задавать глупые вопросы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here