Группа Краснознамённая дивизия имени моей бабушки (КДИМБ) некоторое время назад перенесла драматичное расставание со своей удивительной солисткой Яной Смирновой, которая была с группой с самого начала, тогда как состав некогда впечатляющего по своим размерам инди-оркестра сократился с 13 до 7 человек. Спустя полтора года молчания КДИМБ наконец вернулись с новым альбом «Катакомба», на котором зазвучали совершенно иначе. По этому случаю «По фактам» вспоминает всю дискографию этого по-настоящему великого коллектива, который с нами уже почти 10 лет.
Краснознамённая Дивизия Имени Моей Бабушки (2012)
Эта была очень нужная запись для отечественной инди-сцены того времени, представители которой слишком часто делали музыку лишь для узкого круга столичных снобов и модников. Не хватало именно таких искренних и духоподъемных песен с цепляющими мелодиями, красивыми в общечеловеческом смысле и бьющими прямо в сердце. КДИМБ в самом начале явно ориентировались на канадский инди-оркестр Arcade Fire, однако песни у московской группы получались совершенно другие — куда более светлые, обманчиво наивные и какие-то родные. На своем дебютнике КДИМБ удачно смешали студенческий тви-поп, человечный пост-рок и музыку из советских детских фильмов, получив в результате нечто неслыханное. Все тексты альбома основаны на сюжетах детских сказок и мультфильмов, но за всем этим время от времени маячила российская реальность. КДИМБ, возможно, сами того не желая, создали достоверный документ эпохи, отражающий противоречивые общественные настроения того времени — оппозиционный оптимизм и его крах, эскапизм, внутренняя эмиграция и вера в малые дела.
Кики (2015)
К своему второму альбому феноменальный инди-оркестр уже начал экспериментировать с пост-панком и афро-попом. Именно на «Кики» выкристаллизовался фирменный эклектичный стиль группы, а звук стал объемным и сшибающим с ног. Песни про диктаторов и революционеров на альбоме соседствуют с композициями про ад, смерть любимого человека, пропавшую девочку и прозябающих в неизвестности писателей. Несмотря на невеселые темы, под эту музыку больше всего хочется танцевать, прыгать и обниматься. Вообще, если говорить про объединяющую силу музыки, КДИМБ в этом не было равных в 10-е годы на российской инди-сцене — и новая песня «Катакомба» про «музыкальную секту» вовсе неспроста.
Посмертные приключения (2017)
Беззащитный сказочный мир, в который начал проникать внешний мир, на “Посмертных приключениях” стал рушиться под весом рутинной обыденности. Песни КДИМБ стали гораздо отчаяннее и пессимистичнее — послушайте хотя бы пронзительный и обезоруживающий трек “Ирис”, герой которого после выхода из тюрьмы не может найти ни своего родного дома, ни жены с дочкой. В начале 10-х годов невозможно было себе представить, что именно КДИМБ напишут самую точную песню о кризисе среднего возраста “Песочница”. “Посмертные приключения” стали переломным релизом для коллектива. Именно на нем КДИМБ разорвали свой кокон, начав отходить от сказочных текстов к очень личной и горькой лирике.
УВЫ (2018)
На своем четвертом альбоме КДИМБ словно прощаются со своим прошлым (музыканты явно не исключали того, что «УВЫ» может стать их последним релизом). Герои песен группы неожиданно взрослеют и начинают смотреть на мир совершенно по-другому, а сказку вытесняет недружелюбная реальность, от которой уже невозможно убежать. Вместо того, чтобы дарить утешение, теперь КДИМБ предпочитает быть душераздирующе честным со слушателем. Так, в песне «Последнее лето детства» КДИМБ будто бы обнимают на прощание всех тех взрослых детей из «Армии Ларисы», отправляя их «с пустой головой в пустой кабинет».