У «По фактам» состоялся ночной скайп с басистом On-The-Go и группы «Интурист» Димой Мидборном. Сегодня он выпустил свой первый сольный альбом «Мужчина средних лет». Мы спросили Диму о проектах, релизах, любимых инструментах и планах на год, за который мы ещё не раз о нём услышим.
«Мужчина средних лет»
Прежде всего хотелось бы спросить, почему «Мужчина средних лет»? Ты рефлексируешь по поводу возраста?
Да, рефлексирую. По поводу возраста и того, что столичное общество накладывает на нас — людей, достигших «экватора».
Доволен тем, как встречаешь «экватор»?
Сложно быть довольным. Но это лучше, чем ничего.
Как ты пришёл к решению открыть сольный проект? И давно ли ты пишешь песни?
Если кто-то из моих друзей это прочитает, наверняка скажет, что раньше я говорил совершенно обратные вещи, но в какой-то момент мне просто стало интересно, каково быть фронтменом и писать свою музыку. Я пробовал подойти к этому с разных сторон — писал тексты для групп, играл на гитаре и басу с разными чуваками. В какой-то момент мне стало интересно побыть впереди. А потом я подумал — почему я вообще раньше этого не делал?
Как-то ты говорил, что тебя привлекает музыка, в которой есть конфликт. Какой конфликт в музыке Димы Мидборна?
Я надеюсь, что у меня получилось сделать такую музыку, которую можно включить в торговом центре, и люди начнут оглядываться, задаваясь вопросом, куда они вообще попали. Тут есть конфликт, который важен для меня, который заставил бы меня так оглянуться.
Ты привлекал своих коллег из других проектов к записи альбома?
Женя Горбунов делал сведение. Гостевые появления будут уже на следующем альбоме. «Мужчина средних лет» — это всё-таки проба пера.
«Интурист»
У твоего сольного творчества и музыки «Интуриста» есть схожие черты — как минимум, обращение к местной эстетике примерно одной эпохи. Почему ты решил не реализовывать свои идеи в группе?
Это не мой проект, это проект Жени Горбунова, в котором я участвую как музыкант. «Интурист» — это больше про Женю, чем про группу.
А как строится работа над песнями в «Интуристе»? Получается, всё приносит Женя?
По-разному. Иногда он приносит аранжировку, и мы играем то, что он говорит. Есть места для импровизации — импровизируем. Либо Женя приходит с гитарной партией и текстом, и мы что-то придумываем вместе, а он выступает как худрук.
Планируете ли с «Интуристом» что-то выпустить в этом году?
У нас уже есть новые песни, записываться будем весной — тогда же, когда я буду писать второй альбом Димы Мидборна.
On-The-Go
Ещё один надвигающийся релиз — альбом On-The-Go — Unsaid, который выйдет 28 февраля. Ты доволен тем, что получилось?
Да! Я был в группе не сначала и долгое время играл партии, написанные Максом (Максимом Макарычевым — гитаристом On-The-Go). И так продолжалось до этого альбома. В этом и есть большой эксперимент для группы — последний раз On-The-Go сочиняли материал в джемах ещё в Тольятти, играя в гараже. Работа над новым альбомом строилась так: Юра (Юрий Макарычев — вокалист On-The-Go) приносил текст, Макс придумывал базовую гармоническую структуру, а мы садились и что-то «наджемивали». Этого при мне не было никогда.
Как новый формат работы отразился на звуке?
Это довольно легко объяснить какими-то тегами, но тогда я сюрприз похерю немного. Всё, что могу пока сказать, это что каждый альбом On-The-Go отличается от предыдущего, и в этот раз мы снова поменяли звучание.
Тексты всё ещё на английском?
Ага.
Я спросил про язык не просто так. Ты играешь и в On-The-Go, которые всегда были «западниками», и в самом русском в мире «Интуристе», про который пишет The Quietus. Как ты думаешь, у какой музыки больше шансов на успех за пределами России?
Сложно сказать. Мне кажется, что и On-The-Go, и «Интурист» — это всё про музыку здесь и сейчас, а не про язык, с помощью которого доносится текстовый материал. Не знаю, на какую аудиторию нацелен материал On-The-Go, но могу точно сказать, что мы едем в европейский тур в начале мая. А ещё даём большие презентации в Москве и Питере.
Музыкальный стафф
На чём ты сейчас играешь?
Вот две бас-гитары, обе почти целиком сделаны мастером Сергеем «Махно» Чаповским (очень его рекомендую). Очень красивая и невероятно удобная копия Fender Jaguar Bass цвета surf green, датчики DiMarzio Ultra Jazz. Её Сергей сделал полностью от первого и до 20 лада. Люблю её и пользуюсь ей в On-The-Go и преимущественно на всех сессионных работах. Как и любой джаз-бас, это очень универсальный инструмент, при этом выглядящий необычно и заметно.
Справа бас с безладовым алюминиевым грифом. Если бы кто-нибудь из мышей-рокеров с Марса играл на басу, он бы играл на чём-то подобном. Дека и датчики от моего старого японского Fernandes Burny Bass конца 80-х, гриф в качестве эксперимента был поставлен Сергеем. Я видел, как он делает алюминиевые грифы для гитар, но ни разу до этого не видел чего-то подобного на басу. Так как мне хотелось именно безладовый бас, мы договорились попробовать. Я до сих пор в полном восторге, и хотя бас весит, как мать сыра земля (на самом деле не из-за грифа, а из-за деки, которая сделана из тяжелейшего черного дерева), каждый раз испытываю легкий трепет, играя на нём. Звучит дико, неожиданно мягко. Его можно услышать в моей группе и в «Интуристе».
Это Hohner B2A, немецкий младший брат знаменитых Steinberger. Купил сразу после Нового года как инструмент для поездок в дальние края. Невероятно легкий, он, тем не менее, звучит как стенобитная машина. Недавно прошел боевое крещение с «Интуристом» в Словении, а завтра я на нём сыграю небольшой импровизационный сет в Батуми уже как «Мужчина». Вдохновением для покупки послужило вот это видео от Джамааладдина Такумы.
А какими эффектами пользуешься?
- SansAmp Bass Driver DI постоянно в цепи — очень полезная и универсальная штука, дибокс и преамп c XLR-выходом. Благодаря ему можно играть в линию, это спасает, если на сцене плохое оборудование или вообще нет басового усилителя.
- Boss Bass Chorus CEB-3 — использую в трёх основных проектах. Обожаю бас с хорусом, вырос как басист на подобном звуке.
- Boss DD-7 — иногда пользуюсь в «Интуристе», постоянно в своём проекте. Планирую сменить на что-то менее увесистое, так как пользуюсь в основном только функцией слэп-бэк.
- Boss BB-1X — пользовался разными драйвами, этот относительно новый, пока доволен. У него очень бескомпромиссный деревянный звук — мне подходит, особенно когда я играю на безладе.
- Boss TU-3. Тюнер — главная и самая важная в мире педаль! В моём случае, особенно в On-The-Go, перестраиваю струну E несколько раз за концерт.
Карьера и советы музыкантам
Твоя творческая биография кажется отличным примером того, как можно заниматься не особо форматной музыкой, развиваться и при этом зарабатывать достаточно, чтобы не ходить в офис. Дашь какой-нибудь главный совет тем, кто хочет также?
Не надо конкурировать! Побольше общайтесь друг с другом и соревнуйтесь только со вчерашней версией себя.
А в чём, на твой взгляд, секрет тех, кто занимается музыкой и при этом работает на «традиционной» работе?
Если честно, вообще не знаю. У меня есть хорошая история про это, которую я уже несколько раз рассказывал. Она произошла, когда я работал в офисе и одновременно играл в группе — однажды после репетиции я пошёл бухать в бар с другом, он привёл своих друзей, которых я не знал. Один из них спросил, музыкант ли я. Я сказал, что да. Потом он спросил про работу, я ответил. На что он усмехнулся — какой же ты музыкант? Это меня задело. Через две недели я уволился.
Сколько времени ты сейчас уделяешь музыке? Сколько часов в твоём обычном дне она занимает?
Весь день. Но не всё это время, к сожалению, заполнено игрой на музыкальном инструменте. Всегда надо с кем-то о чём-то договориться, фотографию выложить…
Ты рассказывал, что сильно отставал от напарников в Tesla Boy и, кажется, в итоге ты довольно быстро уверенно овладел инструментом. Что помогает быстро прокачать исполнительские скиллы?
Прежде всего, у меня лингвистическое образование, и как лингвист я скажу, что знание языка и владение инструментом очень схожи. И совет тут один — лучше всего погрузиться в среду. Если ты можешь играть с людьми лучше себя каждый день, это нужно делать. Очень сложно не бояться играть с музыкантами, которые круче, но это единственный способ быстро прокачаться.
Ещё один замечательный совет дал Пётр Дольский — глыба московской сессионной музыки. Когда я играл танцевальную музыку, он советовал слушать старое диско и новый хаус. Включаешь полуторачасовой трек и сидишь с бас-гитарой. Максимально прикладная штука, которая поможет развить фил — чувство, которое необходимо исполнителю танцевальной музыки.
Что слушает Дима Мидборн
Нравится ли тебе кто-то из местных музыкантов — молодых, недооценённых, не суперпопулярных?
Не знаю, можно ли считать этих музыкантов молодыми, но мне нравится всё, что происходит на московской сцене. Мне нравятся «Деревянные киты», Lucidvox, uSSSy. Последних точно трудно назвать молодыми — с конца нулевых играют.
А посоветуешь что-нибудь из того, что понравилось тебе недавно?
Раз уж я в Грузии, то расскажу о трёх грузинских исполнителях. Я второй раз зимую здесь — в прошлом году я сокрушался по поводу местной музыки. Господи, что-то здесь вообще есть интересное? И тут мне ребята показали клёвую рэперку Creams, она читает на английском. У неё нет альбома, всего несколько синглов. Но она супер. Моё сердце принадлежит ей.
Eko and Vinda Folio — грузинский рок, подписанты известного российскому слушателю лейбла Talitres.
«Диэло» — грузинский фанк 70-х.
Планы на будущее
В скольких проектах ты сейчас занят? И каким из них в данный момент тебе заниматься интереснее всего?
Ничего неожиданного, проекта три: On-The-Go, «Интурист» и я. Возможно, полгода назад я ответил бы по-другому, но сейчас мне одинаково интересно заниматься каждым из них. Все три проекта переживают новый старт — мы на пороге чего-то интересного. Поэтому я очень рад и благодарен, что ребята из On-The-Go и «Интуриста» меня терпят. Ещё я играю с «Маслом чёрного тмина», когда он даёт концерты с музыкантами. Он очень крутой молодой рэпер.
Ты упомянул, что не выпустив первый альбом, ты уже пишешь второй. Что ещё в планах?
План на ближайшие несколько лет — выпустить пару альбомов с песнями, один «бардовский» с голосом и бас-гитарой, один электронный и один абстрактно-инструментальный. О далекоидущих планах говорить трудно, но я надеюсь, что я не буду вести себя как мои кумиры, отрицающие своё прошлое. Как Брайан Ино, который ненавидит Roxy Music, как Юкихиро Такахаси и Рюити Сакамото, которые ненавидят Yellow Magic Orchestra, Или Дэвид Силвиан, который ненавидит Japan. Странная история, сказал бы я им, если бы мы когда-нибудь увиделись.
«Мужчина средних лет» на стриминговых сервисах →
Фото на обложке: Констанин Кодрухов