• РЕЦЕНЗИИ
Домой Рецензии Классика "Знаешь, скоро весна": почему Игорь Матвиенко - великий русский композитор

«Знаешь, скоро весна»: почему Игорь Матвиенко — великий русский композитор

Сегодня исполнилось 60 лет Игорю Матвиенко, у которого за последние годы сложилась репутация довольно душного человека, выступающего за худсоветы и чуть ли не за запрет рэп-музыки. Тем не менее, все это не отменяет того факта, что он — великий русский композитор. Одно из многочисленных доказательств тому — третий студийный альбом Иванушек International “Об этом я буду кричать всю ночь”, который был выпущен на пике славы группы. Канал “По фактам” вспоминает эту запись коллектива, которая стала для него первой после гибели вокалиста Игоря Сорина.

“Снегири герои, погляди, словно капля крови на груди”, — этими строками открывал ныне покойный Олег Яковлев альбом, выпущенный в разгар боевых действий в Югославии (отсюда, видимо, и соответствующий клип на песню). По сути Олег заменил в Иванушках Игоря Сорина, ранее ушедшего из группы, а затем погибшего после падения с балкона. Звонкий и светлый тембр голоса Яковлева действительно удивительным образом напоминал вокал трагически ушедшего из жизни Сорина, хотя тот голос той кристальной чистоты и какой-то нечеловеческой красоты, что у последнего в композиции “Облака”, поклонники Иванушек больше никогда не услышали.

Продюсер Игорь Матвиенко и участники Иванушек 20 лет назад заявляли, что они хотели сделать “диско-альбом”. И действительно, после практически полностью трип-хопового альбома “Твои письма” на третьей пластинке группы стало доминировать танцевальное звучание. Но если это и было диско, то чаще всего невероятно грустное диско. Чего стоит та же песня “Снегири” — трепетный и пронзительный трек, в котором Матвиенко с помощью различных синтезаторов и переплетений вокальных линий явно пытался воссоздать пение птиц, словно великий французский композитор Оливье Мессиан.

Есть на альбоме и один из главных летних хитов 1998 года “Тополиный пух”, клип на который был тогда в горячей ротации на BIZ-TV наряду с треком “Лето Пролетело” питерских рэперов СТДК. Сейчас “Тополиный пух” воспринимается скорее как дорогой сердцу ностальгический аттракцион, чем действительно хорошая песня, в отличие от, например, “Двух океанов”.

Это, возможно, единственная вещь, которую Матвиенко целиком отдал на откуп совершенно безголосому “рыжему” Григорьеву-Апполонову, в которой он полупоет-полудекламирует, как это сейчас модно у современных хип-хоп артистов, а также деликатно использует вездесущий ныне автотюн. Если наложить “Два океана” на трэп-биты с тяжелыми басами — думаю, получился бы отличный бэнгер.

На “Об этом я буду кричать всю ночь” также есть кавер на “Дуню-дуняшу”, которую ранее исполнял, прости Господи, Женя Белоусов. Надо признать, сделать из полублатной эстрады стильный трип-хоп было довольно остроумной идеей. Одной из вершин на альбоме является также песня-посвящение Игорю Сорину “Рядом ты (Я тебя никогда не забуду)” — мечтательный и меланхоличный хаус про парящих в облаках птиц, который воспринимается сейчас также и как реквием по исполняющему ее Олегу Яковлеву.

“Об этом я буду кричать всю ночь” — пожалуй, последний по-настоящему хороший альбом Иванушек, влияние которых на молодых музыкантов сложно переоценить — прислушайтесь внимательно, например, к песням хоть новой поп-звезды Матранга, или же непримиримых поп-авангардистов из “Тальника”. После выхода третьего альбома карьера Иванушек медленно пошла на спад, а их песни становились все скучнее, как и вся российская эстрада в целом с наступлением нулевых годов. И, наверное, показательно, что в то же время все больше набирал обороты еще один проект Матвиенко совсем другого рода — группа Любэ.

Оценка
80 %

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

X
Перейти к верхней панели