Уже давно эпоха звукозаписывающих студий катится по наклонной.
Лично у меня есть 2 версии почему дело обстоит именно так:
1) Это происходит по большей части потому, что музыканты научились в домашних условиях изготавливать композиции уровня студии Максима Фадеева.
2) С точки зрения звука, требования слушателей, да и большинства стриминговых сервисов стали значительно ниже.
В любом случае у нас появилась возможность делать композиции совершенно любого жанра не выходя из дома.
В том числе и записывать голос на микрофон.
Одна из важных составляющих любой песни это конечно же вокал.
Есть тысячи способов записать такой же бархатный голос как у покойного Элвиса или вытянуть хрип как у Кобейна и так далее.
Такие вещи делают профессионалы, за плечами которых многолетний опыт работы в тех самых студиях звукозаписи.
Я не профессионал, но советы по записи в домашних условиях дать могу.
Что оказывает влияние на качество вокала в миксе?
Прежде всего это микрофон.
Существует просто колоссальное количество микрофонов разных видов, форм и поглощаемых частот.
Если же вы не особо разбирайтесь в том, какой вам все-таки нужен — берите среднестатистический «Shure sm58«.
Главное — не экономить на микрофоне, так как чистота записанного вокала ценится на вес золота (если вы конечно не записывайте лоу-файный фолк)
С микрофонами разобрались, теперь перейдем к самому главному — это эквализация вокала.
С помощью эквалайзера вокал можно сделать «плоским», «глубоким», «резким».
При этом стоит всегда помнить главное правило при мастеринге вокала:
«голос эквализируют не сильно, так как ухо наиболее чувствительно к звукам, лежащим в среднечастотном диапазоне, а именно в нём и находится АЧХ голоса»
Другими словами, наши уши привыкли с рождения слышать человеческую речь, поэтому именно её мы и слышим на первом плане.
Теперь немного сухих цифр.
По «классике» принято немного убирать в районе 300 Гц, а так же добавлять 3000 — 4000 Гц для улучшения артикуляции, если это необходимо. Если же с артикуляцией все в порядке — не трогайте.
На своем опыте я убедился, что лучше всего фильтром высоких частот резать все в диапазоне 75-100 Гц для того, чтобы освободить место под другие важные инструменты на этих частотах, здесь главное не переборщить, иначе можно убрать необходимый для полноты вокала объем.
10–15 кГц добавляет прозрачность вокальной партии, делает её более лёгкой и «живой»
5000–7000 Гц — разборчивость.
Само собой, это примерные цифры и каждый голос по-своему уникален и поэтому к каждой вокальной партии должен быть индивидуальный подход.