Бобинный магнитофон в каждый дом: кто и зачем издаёт релизы на катушках

0

Паша Прокофьев съездил в Ульяновск и узнал у владельца магнитиздата «Орбита» Димы Павлова, как и зачем слушать музыку на ленте, сколько это стоит и какие релизы уже можно приобрести на бобинах. 

Магнитиздат «Орбита» — DIY-лейбл, издающий музыку на магнитной ленте для катушечных магнитофонов. Владелец и единственный сотрудник «Орбиты» Дима живёт в Ульяновске — записывает и выпускает небольшими тиражами релизы отечественных групп, оформляет упаковки и делает мерч. В коллекции магнитиздата есть альбомы групп «Спасибо», «Кобыла и трупоглазые жабы искали цезию, нашли поздно утром свистящего хна», «Свидание», «Арсения Крестителя» — Дима выбирает коллективы, исходя из собственных предпочтений. С 2017 года лейбл выпустил 19 магнитоальбомов. 

У лейбла есть «живое» воплощение — рокотека «Орбита». Под этим названием Дима делает дискотеки с микстейпами отечественной рок-музыки, выступая в роли тейп-жокея и танцора на сцене. Мероприятия рокотеки нечасто выходили за пределы Ульяновска, но вы могли видеть, как это происходит — например, в клипе Ploho «Хотеть тепла».

Как «Орбита» выпускает магнитоальбомы

Начнём с классического вопроса: как ты начал записывать музыку на ленту?

Я делал записи на катушечный магнитофон с детства. Первым магнитофоном была «Дайна» (Эльфа-29) — записывал музыку с радио, телевизора. Когда мне исполнилось 12 лет, мне подарили современный по тем меркам магнитофон «Орбита-107С». А магнитиздат появился недавно как следствие деятельности одноимённой рокотеки.

Хм, название лейблу дал магнитофон?

Думаю, нет. Мне просто хотелось подобрать какое-нибудь простое слово, оторванное подальше от Земли — «комета», «орбита», что-то в этом роде. Особо не заморачивался.

Первый цельный релиз издательства — «Бумажные бомбы» группы Ploho. Ты предложил это музыкантам, или они сами?

Всё началось в 2016-м — я услышал «Новостройки», и во мне что-то перевернулось. Хотел попасть на концерт, но Ульяновск в туре группы запланирован не был. Начал собирать автобус на поездку в ближайший город, но не нашлось желающих. В итоге местный организатор Марк Маркин что-то придумал — концерт в Ульяновске всё-таки состоялся. На тот момент я уже проводил дискотеки под музыку с бобин, поэтому вопрос о разогреве не стоял. Мне пришлось выступать после — музыканты оценили. Мы подружились, они сняли меня в клипе. Уже после я спросил Витю (Виктор Ужаков, вокалист Ploho — прим. ред.), не хочет ли он издать «Бумажные бомбы» на бобинах, у меня как раз было небольшое количество ленты. Витя согласился.

Большой был тираж?

30 копий. Он уже разошёлся, но меня спрашивают о дополнительных тиражах. Они будут, но уже в другом виде. Готовлю масштабное обновление «Орбиты» — реюнион лейбла после долгой паузы.

Тут Дима в деталях рассказал о планах. Его личный NDA не позволил раскрыть информацию в интервью, но можем заверить — готовится переход на новый, более профессиональный уровень, и усовершенствование DIY-производства, достойное отдельной технической статьи. 

Какой последний релиз ты издал?

Сборник треков «Хуго-Уго», записанных в период с 1991 по 1994 год. Я реализовал своё видение этого творческого периода группы, объединил и смешал песни. Попалась нойзовая зарисовка — свёл её в переходах между треками. Получилась авторская компиляция. Незадолго до этого издавал «Арсения Крестителя», группу «Кобыла и трупоглазые жабы».

Всё это легально? Ты обращаешься к правообладателям?

Да. Не обращаюсь только при записи микстейпов, которые не издаю для продажи. Я против пиратства. При издании релиз согласовывается с музыкантами, часть тиража передаётся правообладателям.

Уже планируешь, какие релизы издашь первыми после перезапуска «Орбиты»?

Не особо. Но я хочу сосредоточиться на компиляциях — оригинальных микстейпах рокотеки и сборниках, показывающих моё видение творчества групп.

Вопрос про деньги: во сколько обходится запись на ленту? 

Точную бухгалтерию я не вёл. Но всё это, конечно, стоит денег: катушки, доставка, полиграфия. Покупка на Avito — всегда лотерея. Например, как-то мне попалась коробка с 30 качественными катушками, каждая обошлась примерно в 250 рублей. Это удача. Магнитоальбомы «Орбиты» стоят от 800 рублей — с учётом полиграфии и прочих затрат я продаю их почти по себестоимости. Может и не повезти — лента, произведённая после начала 1990-х, может осыпаться, скрипеть. Сейчас у меня есть запас сырья на какое-то количество релизов, но он всегда конечен.

Многие релизы лейбла распроданы. Кто их покупает? 

Разные люди. У кого-то есть магнитофоны — люди потом пишут, что послушали, всё понравилось. Другие собирают магнитоальбомы как артефакты. Кто-то покупает аппарат уже после или слушает музыку у друзей. 

А какой в этом смысл кроме азарта коллекционера? Ведь никто из музыкантов не пишется в аналоге — они также используют компьютеры и предоставляют записи в «цифре»?

Да, я действительно не сталкивался с аналоговыми исходниками (кроме тиражных копий студий звукозаписи), даже исходники для последнего релиза лейбла с песнями «Хуго-Уго» начала 1990-х мне прислали в WAV-формате. Меня устраивает то, что предоставляют музыканты. Что-то я могу пропустить через лампу, запись на ленту даст эффект сатурации, получится ремастеринг. Такой звук кажется мне теплее и объемнее. Но оригинальный звук с пленки и с CD отличить можно не всегда, и аудиофильской ценности в магнитоальбомах немного.

С другой стороны, этим ведь занимаюсь не только я: в мире есть порядка 40–50 лейблов, которые записывают и издают аналоговые профессиональные студийные записи на ленте. В России тоже можно найти настоящий аналог — например, у издательств Reel to Reel tapes Russia, Maschina Records, Magnetone Studios. У них более профессиональный подход, оригинальные исходники, импортная техника, топовое сырьё.

Сейчас гораздо популярнее аудиокассеты — тоже лента, тоже аналог. Есть ли преимущества у бобин перед ними?

Cравнение качества физических носителей это отдельный и очень длинный разговор. Но если коротко, то конечно, преимущества за лентой катушечника, даже если сравнивать только записи для бытового использования, не говоря уже о профессиональном подходе в звукозаписи. Это высокая скорость и ширина плёнки. Данной записью пользуются серьёзные музыканты, иногда делают с её помощью мастеринг. У аудиокассет просто нет такого потенциала.

У меня есть список твоих магнитофонов. Зачем так много? Расскажи, пожалуйста, о них, и о том, как ты ими пользуешься.

У меня когда-то уже были катушечные магнитофоны. Потом я забыл про них лет на 15, пока не увидел в продаже «Санда МК-012С». Меня привлекло, что он был новый и в коробке. Купил за 6–7 тысяч рублей. С «Санды» началась «Орбита» — на нём были записаны первые 3–5 релизов. Магнитофон выдаёт вполне достойное качество звука, ведёт отличную четырёхдорожечную бытовую запись. Сейчас я пользуюсь им как усилителем.

«Эльфа 203-1 Стерео» — один из магнитофонов для выступлений рокотеки. Он компактный, выдаёт шикарный звук, корпус горизонтальный. Такой можно найти за тысячу, плюс какие-то деньги мастеру за профилактику. «Нота 203» — тоже для выступлений, тоже компактный, но с вертикальным корпусом. Стоит тех же денег. И «Астра 110-1» к ним же — этот магнитофон классом повыше и обойдётся уже в 2–4 тысячи рублей.

Магнитофон «Нота 304» уже старее, его я использую для антуража. Хотя думаю включать с него связующий нойз на рокотеке: с двух устройств запускать основные дорожки, а в перерывах — шум с «Ноты». Такой аппарат можно найти за тысячу.

Всё вышеперечисленное, если честно, хлам. В советской технике высший класс — это «нули», то есть магнитофоны, индекс которых начинается с цифры 0. Их можно найти по цене от 10 до 30 тысяч. На «Олимп-005-стерео» я писал все новые магнитоальбомы. В настоящий момент проходит профилактику «Олимп-004» а также два двухдорожечных магнитофона.

Юному любителю магнитных лент непонятно, с чего начинать. Как ты посоветуешь выбирать свой первый магнитофон?

Важно понимать, что на какой аппарат вы бы ни целились, это может быть хлам со сколами, отсутствием ручек и вышедшими из строя конденсаторами. Поэтому нужно выяснить, где и как хранился магнитофон, проводилась ли профилактика магнитофона, и кто ей занимался. Лучший вариант — магнитофон, восстановленный мастером. Среди опытных меломанов ценится та техника, в которой не копались неумелыми руками.

Я бы советовал обратить внимание на «первоклашек» — аппараты с первой цифрой 1 в названии. В некоторых есть встроенные усилители — вам понадобятся только колонки. Можно взять и «второклашки» — магнитофоны со встроенными динамиками. Они чуть похуже, но цена у них поменьше. За месяц хороший аппарат точно можно найти, даже в небольшом городе. Обойдётся дешевле пяти тысяч.

Рокотека «Орбита» — дискотеки с тейп-жокеем

Ты начал проводить дискотеки ещё до того, как появился магнитиздат. Как ты пришёл к идее танцевать перед публикой под музыку с катушек?

Всё началось с увлечения альтернативной музыкой, русским роком, новой русской волной. Танцев не хватало на концертах: на больших площадках в КДЦМ и Ленинском мемориале (главные ульяновские ДК — прим. ред.) приходилось вставать между рядами. Толчок для рокотеки дал мой первый выезд — концерт Motorama в Казани. Меня ошеломило, что группа даёт выступление в соседнем городе. Помчал туда: весь концерт танцевал, отрывался и просто балдел. Потом пообщался с ребятами, сфотографировался. Где-то там и созрела идея рокотеки. В тот же период мне зашла современная музыка, до этого я больше увлекался русским роком.

Как дела с рокотекой сейчас?

Затишье. Ну и дискотеки всегда были приурочены к новым записям: я составлял программу, мастерил декорации, обновлял репертуар. Так что будут релизы, будет и дискотека. 

Плейлист от «Орбиты»

Мы попросили Диму покидать нам немного треков — примерно таким был бы ми