Коллектив Игоря Шапранского выпустил девять треков под конец года. С одной стороны, альбом «988» продолжил движение по давно заданному вектору, с другой, явил группу обновлённой — более сложной и многогранной.
Начнём с контекста. «988» — это год крещения Руси. Зная об обращённости «Сруба» к старорусским корням и языческой эстетике, легко догадаться, что это событие трактуется как отрицательное. Сопровождающие тексты к альбому говорят, что «988» — «манифест неприятия чуждого, противной идеологии, её насильственного насаждения, её движения против воли нашей». Задел отличный — поклонникам группы всегда нравилось погружаться во всё это полусказочное восприятие мира, взрощенное на загадочных рунических письменах, старославянском мистицизме и употреблении слов вроде «юдоль» и «горицвет». Да и случайный слушатель мог воспринять тот или иной альбом «Сруба» как аудиоспектакль — концептуально целостных и атмосферных работ без отвлечённых интерлюдий выходит не так много.
На деле внутри «988» нет ничего манифестирующего — тёмная абстрактная лирика не пережила особых изменений. А вот с музыкой всё интереснее.
Музыку «Сруба» почти всегда можно было вписать в рамки пост-панка: микс держался на прямолинейном подгруженном басу, бойких ударных и мелодичных поп-припевах. Тут всё иначе. «988» — альбом-эксперимент, в котором чередуются заимствования разных жанров: горловое пение соседствует с акустическими струнными инструментами, а поп-припевы с отрывистой ритм-секцией раннего творчества «Утро». Вишенка на торте — пара блэк-металических кульминаций с бласт-битами и экстремальным вокалом. Неожиданно, но уместно. У альбома длинный каст, почти в каждой строчке которого указаны участники группы Ultar, — и музыка «Сруба» под конец 2019-го зазвучала соответствующе. Для справки: красноярцы Ultar играют более агрессивную тёмную мешанину из блэк-метала, пост-метала и шугейза. Уравновешиваются экспрессивные моменты лирическими моментами вроде «На смерть царя» — акустическим фолком с ДНК былого пост-панка и настроением Theodor Bastard.
Самым ярким и неоднозначным моментом так и остался вокал Игоря Шапранского. Характерные завывания нравятся далеко не каждому, но факт — в них и есть «Сруб», другого голоса здесь быть не может.
Давать альбому однозначную оценку непросто: для одних это фарс, актёрство и «Балаган Лимитед», для других — мир со своей мифологией, почти религия, приверженцем которой легко стать на 55 минут прослушивания релиза. Автор рецензии среди второй группы, альбом — отличный. Ещё один балл хочется добавить за прогресс и эксперименты — от «Сруба» их точно не ждали.
«Сруб» — «988»
Оценка: 9/10.
Ключевые треки: На смерть царя, 988, Ожидание чёрной весны, Избавление.