• РЕЦЕНЗИИ
Домой Рецензии Классика 20 лет назад: Почему "Плавники" Дельфина один из самых важных релизов 2000...

20 лет назад: Почему «Плавники» Дельфина один из самых важных релизов 2000 года

20 лет назад вышел альбом Дельфина “Плавники”, во многом ставший переходным для артиста. Вместо продолжения “Глубины резкости” музыкант выдал альбом, не вписывающийся в какие-либо рамки, и прекрасно передающий то ощущение растерянности человека, стоящего на рубеже нового тысячелетия.

Характерно, что “Плавники” вышли практически одновременно с мультижанровым и экспериментальным альбомом Radiohead “Kid A”, который окончательно закрепил за британской группой культовый статус. Разумеется, любые параллели всегда хромают, но просто сравните “National Anthem” и “Цаплю” — практически та же структура композиции, та же наркотическая эйфория, и тот же управляемый хаос. На протяжении всей песни Дельфин, словно мантру, повторяет четыре простые строчки, временами меняя их местами. В финале же “Цапли” нас ждет феерическое соло на гитаре — будто бы от человека, впервые взявшего ее в руки.

Разумеется, Дельфин не пытался угнаться за Radiohead — “Плавники” на самом деле были записаны гораздо раньше. Если Radiohead сознательно деконструировали свои песни, разочаровавшись в традиционной гитарной музыке, то незаконченность треков на “Плавниках” вовсе не кажущаяся и легко объясняется тем, что альбом был записан всего за 2 недели в 1998 году. “Просто были такие обстоятельства, что нам нужно было это успеть сделать за две недели. У нас были строгие рамки, поэтому не было времени для того, чтобы глубоко продумывать форму и содержание. Всё происходило очень быстро. Один день мы всё записывали, на следующий — резали, на следующий — собирали из кусков, прописывали голос. Всё происходило очень спонтанно”, — говорил Дельфин о “Плавниках” в интервью журналу Fuzz. В результате у Лысикова получились обрывочные и схематичные треки, в которых были использованы уже написанные или недописанные стихи. В кои-то веки Дельфин на своем альбоме довольно скуп на слова — на “Плавниках” множество длинных вступлений, инструментальных “титров” и повторяющихся фраз. 

Дельфин образца конца 90-х был компромиссным объектом обожания как для модной интеллигенции, так и для тех, кого ее представители презрительно называли “гопниками” — возможно, даже Летов с Шевчуком не объединяли тогда столь разных людей. Однако с выходом экспериментальных “Плавников” Дельфин, очевидным образом, перестал быть консенсусной фигурой. Собственно говоря, для многих Лысиков закончился на альбоме “Глубина резкости”, который сейчас кажется абсолютным продуктом 90-х годов, в отличие от тех же “Плавников”. 

Как ни странно, Дельфин работал над “Глубиной резкости” и “Плавниками” практически одновременно в 1998 году, одновременно записывая с Виктором Мутантом “Серый альбом”, который официально так и не вышел в свет. Парадоксальным образом, на столь мощный творческий подъем музыканта явно вдохновил кризис, о чем свидетельствует депрессивно-суицидальная лирика о смерти и наркотиках. На “Плавниках” Дельфин напрямую не говорит о запрещенных веществах, но несложно догадаться, что на написание некоторых треков Дельфина вдохновили соответствующие проблемы — это слышно в полном жалости к себе “Кране”, или же в “Решениях”, где наркозависимый человек цитирует Карлоса Кастанеду, будто бы обещая самому себе навсегда завязать. 

На “Плавниках” Дельфин совершил если и не коммерческий суицид, то во всяком случае попытался максимально дистанцироваться от поп-мейнстрима, частью которого он успел стать. Жанровая принадлежность альбома совершенно не поддается определению — артист лихо смешал хип-хоповые биты, пост-панк по заветам The Cure, шугейз, психоделию и альтернативный рок. Тем не менее, на волне бешеного успеха песен “Я буду жить” и “Любовь” в горячую ротацию русского MTV попал психоделический клип на песню “Радиоволна” — совершенно неформатную даже по меркам той эпохи. 

Для независимой музыки рубежа 90-х и 00-х во многом был характерен скептицизм в отношении традиционной песенной формы и гитарного звучания, и это настроение отчасти отразилось на “Плавниках”, все недостатки и несовершенства которого в лучшие моменты оборачиваются достоинствами. Как выяснилось, недосказанность порой в чем-то лучше многословия, необязательные эксперименты могут вылиться во что-то значительное, а кризис — стать невероятно плодотворным. На протяжении всего альбома не покидает ощущение растерянности или даже страха перед чем-то новым и неведомым — и символично, что “Плавники” вышли именно в пограничном 2000 году, а их запись была прекращена сразу после того, как у Дельфина родилась дочь.

Оценка
80 %

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

X
Перейти к верхней панели