Продолжаем подводить итоги и вспоминаем 10 самых мерзких явлений уходящего года, отравлявших нам жизнь и связанных так или иначе с современной музыкой — от печально известного клипа про Москву Гуфа и Тимати до скучного рэпа Эда Ширана для скучных белых людей. Очень надеемся, что все эти ужасы останутся в уходящем году и никогда больше не вернутся.
Клип Гуфа и Тимати
«Тот самый город, что не про боль и гей-парады», «В пятом поколении коренной москвич, не хожу на митинги и не втираю дичь», «Пешком с Арбата и до площади Гагарина — там хлопну бургер за здоровье Собянина» — совместный трек Тимати и Гуфа о Москве, выпущенный накануне московских выборов, подарил немало золотых цитат. Если вы хотели увидеть дно дна — то вот это было оно. Впоследствии клип набрал рекордное количество дизлайков и был удален с Youtube, а его авторов обвинили в незаконном использовании видеокадров с коптера, лежавших в открытом доступе. Рэперам пришлось нелепо оправдываться, отбиваясь от обвинений в продажности, и просить у всех прощения (извиняющийся Гуф впоследствии и вовсе стал мемом). Кажется, стыдно было всем, включая авторов песни — и это тот редкий случай, когда у нас был достигнут общественный консенсус.
Тима Белорусских и душная ностальгия
Автор альбома «Твой первый диск — моя кассета» изрядно подпортил вкус молодому поколению, реанимировав все самое стыдное, что только было в постсоветской поп-музыке 90-х и 00-х годов, и потреблялось ранее в основном любящими застолья женщинами за 40. Тима Белорусских же адаптировал эту музыку для юных девушек, став одним из самых популярных артистов года — к большому нашему сожалению.
Моргенштерн и мизогинный рэп
В том, что рэперы легитимизируют насилие по отношению к женщинам нет ничего нового — напротив, это неотъемлимое свойство жанра. Однако в 2019 году перлы Моргенштерна (“Захочу — ударю, шаришь/Как ты заебла/Дайте новую сюда) и Масла Черного Тмина (“Пока ты не порвешь этой суке всё ебало/Она не перестанет рвать ебало над тобой”) не вызывают ничего иного, кроме отвращения. Не ОК, бумеры!
Фрешмены (и русский рэп в целом)
Отечественный хип-хоп после всплеска интереса к нему сбавил обороты и в 2019 году практически так и не выдал ничего, что тянуло бы на большое высказывание — и это все больше смахивает на кризис. Если раньше с завидной регулярностью из ниоткуда появлялись яркие фрешмены, вызывавшие полярные мнения у публики, то за последние 12 месяцев на роль таких тянут в основном довольно пресные и безликие Lil Krystalll, OG Buda и Платина, поставляющих невзыскательным подросткам сугубо развлекательный рэп, неталантливо скопированный у западных коллег. Еще один выстреливший в уходящем году новичок Джизус подарил миру тошнотворнейшую эмо-балладу “Девочка в классе”, хотя мы надеялись, что подобная музыка благополучным образом навсегда осталась в нулевых годах. В то же время классики Скриптонит, Youra, ATL и Boulevard Depo отделались довольно необязательными релизами — симпатичными, но не идущими ни в какое сравнение по значимости со своими предыдущими записями.
Разборки между артистами и лейблами
Один из самых громких скандалов года — уход Левана Горозии с Black Star, сопровождавшийся судами, пространными постами сторон конфликта в соцсетях и взаимными поливаниями говном. Аналогичная ситуация произошла между артисткой Наргиз и Максимом Фадеевым, который впоследствии и вовсе решил закрыть свой лейбл Malfa, сетуя чуть ли не в каждом интервью на неблагодарных артистов и молодежь, которую “мало били”. Юрий Бардаш в свою очередь пожаловался Дудю на предательство Жени Мильковского из “Нервов” и козни Басты — тот в ответ назвал продюсера “пиздаболом”.
Гудковщина
Александр Гудков, несомненно, очень обаятельный и талантливый человек, но в 2019 году его стало откровенно слишком много. Если раньше он отыгрывался (порой весьма удачно) на Николае Баскове и Филиппе Кирковове, которых, так сказать, “не жалко”, то в уходящем году он обратился к инди-музыкантам, и принял посильное участие в создании клипов СБПЧ и Cream Soda. Издеваться над российской эстрадой у Гудкова получалось куда лучше.
Cream Soda — Бузова для снобов
Хаус-трио приобрело популярность не в последнюю очередь благодаря клипу с вышеупомянутым Александром Гудковым на трек “Никаких больше вечеринок”. Кажется, песни Cream Soda потребляют те, кто стесняется или считает себя выше того, чтобы слушать Ольгу Бузову, хотя наивное творчество исполнительницы «Мало половин» в разы живее и искреннее, чем пластмассовые и навязчивые песни трио Cream Soda.
Эд Ширан и культурная апроприация
Окей, Эд, ты зашел слишком далеко, и нет, из тебя плохой рэпер. “No.6 Collaborations Project” — победитель в номинации культурная апроприация года. Этот релиз — настоящий Франкенштейн от поп-музыки с кучей топовых рэп-артистов, которые были привлечены рекорд-лейблом и менеджерами Ширана, чтобы потешить самолюбие последнего и произвести на свет бесмысленный и скучный продукт для скучных белых людей.
Хлеб
Время — лучший и самый безжалостный судья. Хочется надеяться, оно не подведет, и лет через 20 мы увидим побитых молью участников “Хлеба” на “Дискотеках 10-х” и в передачах поседевшего Малахова, где они будут обсуждать, как в свое время были популярны и куда они неожиданно пропали в 20-е, тогда как новое поколение будет удивляться, как их родители вообще слушали этот трэш.
Кошки
Киноверсия мюзикла Эндрю Ллойда-Уэббера про кошачий бал провалился в прокате, собрав разгромные рецензии критиков и негативные отзывы зрителей, которым не пришлись по вкусу криповые гибриды людей и домашних животных. Обидно и странно, что о столь милых существах был снят такой дрянной фильм.