В связи с неожиданным выходом четвертого полноценного альбома Скриптонита “2004” у многих могла возникнуть мысль, что рановато все обнародовали свои списки лучших альбомов года, когда главный кандидат на первое место – да вот же он. На самом же деле, при всей нашей фанатской любви к Скриптониту, стоит признать, что Адиль выпустил свой самый проходной и невнятный альбом, без которого вполне можно было бы обойтись.
На “2004” Скриптонит часто повторяется, и дело не только в том, что он использует семплы из своих старых треков – например, в треке “Не твое” сложно не заметить до боли знакомые звуки из бэнгера 2015 году “Танцуй сама”. Темы многих песен также во многом перекликаются с тем, что можно было услышать на “Уроборосе” – а именно мотивы отчужденности и некоммуникабельности, которые можно услышать в треке “Як 2”. И да, Адиль по-прежнему заливает свои проблемы коньяком!
Многие музыкальные приемы на “2004” также перекочевали с предыдущих релизов. Да, Скриптонит по-прежнему один из самых въедливых и продвинутых продюсеров в русском рэпе, и да, на новом альбоме он попытался встроить в свои треки элементы из музыки 00-х годов. На “2004” действительно есть фишки из хип-хопа “блинг эры”, да и сам музыкант здесь часто напоминает 50 Cent – кажется, очень важной фигуры для него. Но по большому счету “2004” не предлагает ничего радикально нового, от него не возникает того “вау-эффекта”, как от его первых трех альбомов.
Сам Скриптонит вполне честен со слушателем и прямо заявляет в описании к релизу, что “2004” для него это первый альбом, который он может слушать фоном и не думать о том, что это его запись. На его новом альбоме множество скитов и интерлюдий, между которыми несколько теряются полноценные треки — да и те кажутся часто недоделанными и брошенными на полдороге. Судя по всему, Скриптонит не лукавит, говоря о том, что у “2004” нет какого-либо сюжета и концепции. Альбом практически полностью состоит из треков-репрезентов, разобраться в текстах которых на слух по-прежнему непросто – к счастью.
“2004” – пожалуй, самый мизогинистический релиз Скриптонита. Практически в каждом номере он упоминает сук, шалав и блядей, которые только и думают, как бы отсосать хуй и развести на бабки. “Я не могу общаться с телкой так, чтоб не о ебле думать, если не о деле. Бля, я не сексист, но я не виноват, что мне неинтересно”, — признается рэпер в треке “Як 2”. Впрочем, до печально известных перлов Моргенштерна (“Захочу — ударю, шаришь/Как ты заебла/Дайте новую сюда) и Масла Черного Тмина (“Пока ты не порвешь этой суке всё ебало/Она не перестанет рвать ебало над тобой”), возмутивших даже некоторых вполне себе сексистов (привет, Феликс), Скриптониту действительно как до Луны. При этом Адиль, кажется, задиссил на “2004” своего вышеупомянутого соотечественника Масло Черного Тмина. “Да, я в курсе, ты такой же, знаю/Но только нахуй такой ещё один здесь нужен, а?/Тем более два, тем более два, тем более два…” – задается вопросом Скриптонит в “Тем более два”.
На протяжении всего “2004” ты ожидаешь, что вот-вот тебя поглотит та звуковая черная дыра, как на “Доме с нормальными явлениями” и “Уроборосе”, или же оглушит бэнгер, как на “Празднике на улице 36” – но ожидания чаще всего не оправдывются в той степени, как этого хотелось бы. “2004” – типичный “альбом для фанатов”, симпатичный, но необязательный. До этого с каждым новым сольным релизом Скриптонит двигался только вперед – но “2004” после экспериментальной поп-музыки Gruppa Skriptonite воспринимается как шаг назад. Недаром лучшая песня на альбоме – невероятно мелодичная и трогательная “Мебель”, которую легко представить на релизе, собственно, Gruppa Skriptonite.