Настала пора подводить музыкальные итоги года — представляем первую часть 50 лучших русских альбомов 2019 года. Именно эти релизы мы переслушивали в течение годы чаще всего — и будем продолжать в будущем. И вам тоже крайне советуем.
50. Антоха МС — “Про меня”
Антоха МС записал очередную порцию тех самых добрых песен о радости труда и скрытого в буднях счастья, исполненные на раз узнаваемым голосом. Лирический герой его душеспасительных песен — обыватель, закупающийся продуктами в “Пятерочке” и довольствующийся в жизни малым. В нарочитом оптимизме альбома “Про меня” неявно присутствует какая-то болезненность, и Антоха — намеренно или нет — то и дело это проговаривает. “Если бабки на исходе, не впадай в грусть, братец, ты. Голодуха может быть полезной — похудеешь, хапанешь чуть-чуть тоски <…> По маленечку докатим все же до своей толковой седины”, — поет Антоха МС в “Бабках”, и неясно, чего здесь больше — иронии, утешительного смирения или отчаяния.
49. Vtgnike — “Steals”
Один из самых интересных российских электронных музыкантов 10-х годов Vtgnike, отсидевший срок за распространение наркотиков, выпустил на лейбле Николаса Жаара Other People уже второй альбом Steals — и здесь уже практически ничего не осталось от футворка, с которого он начинал. Теперь музыкант делает отъехавшую деконструированную электронику, которая продолжает идеи Actress и Дина Бланта, при этом по-прежнему очень самобытную и детально проработанную.
48. Трипинадва — “Всегда”
Петербургскому инди-поп дуэту Трипинадва вообще-то уже около 10 лет — в свое время он уже успел распасться, вновь собраться и сменить несколько составов. Однако лишь в уходящем году у Трипинадва наконец вышел дебютный альбом «Всегда» — наивный и мечтательный тви-поп с, на первый взгляд, совершенно детскими текстами, на самом деле отсылающими к наркотическим приключениям (можно даже пофантазировать, чем занимались участницы дуэта эти 10 лет и почему дебютник вышел лишь сейчас). Сознательно или нет, дуэт реконструирует звучание модной рок-музыки 20-летней давности, конструируя ее несколько утопический вариант — послушайте хотя бы песню «Невесомость». Здесь и легкомысленный пост-бритпоп, и девичья группа Pep-see, и все молодые герои «Нашего радио» образца конца 90-х и начала 00-х в целом.
47. N1NT3ND0 — “Папа на рейве”
Первый альбом Васи Вакуленко под псевдонимом N1NT3ND0 вышел в совершенно другом контексте – в 2011 году в российском хип-хопе, кажется, мало кого интересовал южный звук как в андерграунде, так и в мейнстриме. При записи дебютника Nintendo Баста наверняка рассматривал проект как шутку и дуракаваляние (хотя присущая артисту расчетливость дельца также наверняка присутствовала), а на поверку вышел, пожалуй, лучший альбом Васи Вакуленко, открывающий совершенно новую эпоху в русском рэпе. Второй альбом Nintendo “Папа на рэйве” вышел спустя 8 лет, когда каждый второй школьник балуется трэп-звуком – и Вася снова обставил всех. И хотя на пластинке нет совершенно ничего революционного, он точно звучит свежее большей части фрешменов. В отличие от дебютника, на второй пластинке Nintendo все куда серьезнее и в буквальном смысле траурнее – здесь практически нет шуток, нет и дворовой сентиментальности попсового Басты, зато есть вязкий и темный грув, сопротивляться которому практически невозможно, и мрачные монологи Васи и QП от лица прожженных бандитов.
46. SP4K — «Аутсайдер»
Продюсер SP4K (произносится как «супчик») уже успел поработать над альбомами таких рэперов и R&B-исполнителей, как Boulevard Depo, Thomas Mraz и OFFMi. Сам музыкант в числе своих любимых коллективов называет Radiohead, Sigur Ros и Animal Collective, однако песни на «Аутсайдере» имеют мало общего с этими артистами — это расслабленный и довольно легкомысленный хаус про девочку в платье Fred Perry и фестиваль «Боль» на душе.
45. Гардия — «Несекретные песни»
Дуэт Гардия движется примерно по той же траектории, что и группа Союз — на их мини-альбоме «Несекретные песни» можно обнаружить нежные ностальгические баллады с экзотическим привкусом и обаятельными мелодиями. Что-то подобное делала в 90-е полузабытая группа Квартал, однако, в отличие от последних, песни Гардии погружены в российскую действительность — здесь даже есть песня «В России грустно жить».
44. Zventa Sventana — “Мужа дома нету”
Если вы задумывались над тем, куда пропал Юрий Усачев из Гостей из Будущего (одной из самых модных русских поп-групп 90-х годов) – теперь он продюсирует отличный проект Zventa Sventana, за которым стоит певица Тина Кузнецова. Музыкантам удивительном образом удалось смешать модную поп- и фолк-музыку, избежав, казалось бы, неизбежной для таких проектов китчевости.
43. Boulevard Depo, «Stay Ugly»
Boulevard Depo в прошлом году уверенно застолбил место среди героев современной сцены, поднявшись из андеграунда. Последний EP «Stay Ugly» — это новая порция мрачного звука от рэпера. «Я кладу слова слоями, экспертиза не врубается», — монотонно зачитывает Артем на “No flag”, как бы напоминая, что нынешнее время «ставит свою пробу», как говорили классики. Название альбома говорит само за себя — Артём остаётся верен себе, не стремясь понравиться массам. Парадоксальным образом, это совершенно не мешает народной популярности рэпера.
42. Тося Чайкина — “Юность”
Певица получила известность благодаря своему первому лоу-файному инди-проекту “Море облаков”, а затем сотрудничала с кучей артистов в диапазоне от питерского классика Ассаи до уфимского трио ЛАУД. На ее мини-альбоме “Юность” есть и запоминающиеся мелодии, и очень красивый и пластичный вокал, и модный, разнообразный и богатый на детали саунд, и по-настоящему личные тексты, автору которых беспрекословно веришь. “Юность” — психотерапевтическая и мотивирующая запись для всех и каждого, независимо от возраста.
41. Ayva — “Высокий художественный уровень”
Минский музыкант Ayva выпустил EP «Высокий художественный уровень» с переливающейся игрушечной электроникой в духе исландских эльфов Mum, какими они были в свои лучшие годы. Из более современных имен напрашивается сравнение с Анной Мередит, если из ее музыки убрать прог-роковую составляющую. Пьесы у Ayva получаются невероятно трогательные, светлые и наивные — фраза «Хрупкое не бросать» вынесена на обложку альбома вовсе не просто так. В то же время в названии альбома музыкант явно иронизирует над печально известной практикой белорусских властей запрещать концерты неугодных им музыкантов — но безобидная музыка Ayva при этом действительно именно что высокого художественного уровня.
50 лучших русских альбомов 2019 года — часть 2 (40-32 места)