Рассказываем, что случилось с эмо после скоропостижной смерти в конце 2000-х, и делимся соображениями о судьбе жанра в 2020-х. В конце статьи — большой плейлист.
Начало 2010-х: закат эмо-культуры нулевых
К концу 2000-х о жанре эмо говорили всё меньше — прогрессивные субкультурщики увлеклись инди-культурой, открыли для себя музыку с синтезаторами и неподгруженными гитарами или стали приверженцами более локальных течений. Закат эпохи отразился и в музыке — на стыке десятилетий группы с корнями из ранних 2000-х начали распадаться или уходить в затишье. Период хиатуса объявили такие бэнды, как AlexisOnFire, Thursday и My Chemical Romance. Сонни Мур, покинувший From First to Last в 2007-м, стал «Скриллексом» — одним из самых популярных дабстеп-исполнителей 2010-х. В 2011-м выходит последняя, двенадцатая часть The Emo Diaries — франшизы лейбла Deep Elm Records, выпускавшего жанровые сборники с 1997 года.
Отечественная эмо-волна не прошла проверку временем и полностью исчезла с радаров. Главный рупор субкультуры из телика — A-One — отходит от гитарной музыки и становится хип-хоп-каналом. После нескольких проектов разного уровня успешности Ильич из Tenkorr собирает Little Big. Jane Air в попытках остаться актуальными несколько раз меняют жанры. Вокалист Dance Party! Dance Dance Артём Пивоваров покидает группу и к концу 2010-х становится одним из главных поп-артистов Украины. Гитарист «Моих любимых игр» Даниил Брод собирает Pompeya, ставшую ознаменованием новых трендов в популярной гитарной музыке — английского языка в текстах и оторванного от географии звучания. При этом никуда не деваются некоторые гегемоны заплутавшего жанра из 2000-х — по каким-то причинам продолжают существовать Amatory, «Слот» и Stigmata. Очевидно, своя аудитория у них сохранилась, но мы всё же исключим их из уравнения.
Называть смену десятилетий временем заката эмо-культуры уместно, если мы говорим о моде на чёрно-розовый цвет и ска-шашечку, ротациях в эфире и количестве упоминаний в среде не интересующихся музыкой людей. На деле все линейные тенденции — не совсем линейные. В то время, когда мы говорим о смерти субкультуры в России, на западе (в Англии и США) впервые заговаривают об эмо-ревайвле — воскрешении жанра, отмеченном в ранних 2010-х. «Новые старые» эмо-исполнители отказываются от трансформаций стиля из 2000-х и возвращаются к истокам из 1990-х — звучанию американских среднезападных групп. Яркие представители эмо-ревайвла начала и середины 2010-х: Modern Baseball и Algernon Cadwallader. Не мидвестом единым: так, например, издание AltPress говорит о скримо-ревайвле в рецензии на второй альбом La Dispute — Wildlife 2011 года.
Середина десятилетия: эмо-рэп и гитарные группы, которые удержали жанр на плаву
К середине 2010-х хип-хоп стал главным жанром популярной музыки, в котором ещё происходит что-то интересное: и в саунде, и в смыслах, и в эстетике. Рэперы новой школы переосмысляют традиции и направления рок-культуры — и эмо в том числе. В той или иной степени подобные влияния можно найти как в музыке клауд-рэперов (таких, как Yung Lean или Bones), так и в творчестве тех, с кем принято ассоциировать жанр эмо-рэпа — XXXTentacion и Lil Peep. В минималистичные прошедшие проверку временем трэповые и клаудовые биты они включают гитарные сэмплы, а в лирике касаются собственных чувств и переживаний.
Гитарные же группы никуда не делись: среди поклонников жанра популярны околоматематичные Tiny Moving Parts и Two Knights, выдающие эмо-гимны пачками The Hotelier и свидетельствующие о жизни стиля, воскресшие Braid, American Football и, например, не чуждые культуре AFI. Важными для жанра релизами отмечаются The World is a Beautiful Place & I Am No Longer Afraid to Die, Joyce Manor и Movements. Музыку в смежных жанрах играют Cloud Nothings и Dowsing. Отечественная сцена отмечается первыми релизами ветерана жанра Алика Южного и его группы Bicycles for Afghanistan, яркой и недолгой жизнью казанской группы Kovarski, а также дебютником карельцев Materic.
Рамки эмо, расшатанные в 2000-х, размываются ещё сильнее — теперь эмо-музыкой можно назвать чуть ли не любой гитарный инди-рок, лишённый мачизма и какого-нибудь уже прилепившегося жанрового ярлыка.
Конец 2010-х: череда реюнионов и надвигающийся эмо-ревайвл
В конце 2010-х оживились постхардкор-группы, о которых мы говорили в самом начале: Thursday снова дают концерты, а AlexisOnFire выпустили два новых сингла. В конце октября главным музыкальным инфоповодом стало возвращение главных эмо-рокеров с MTV My Chemical Romance — группа даст несколько концертов. В 2018-м после долгого перерыва вышли альбомы As Cities Burn и mewithoutYou. Релизы выпускают те, с кого вся эта история в знакомом нам виде начиналась: основоположники мидвест-эмо Mineral и American Football.
Отечественное эмо стало гораздо более осознанным, нежели в 2000-х — музыку в разных проявлениях жанра играют такие группы, как Bicycles for Afghanistan, «Источник», «Брасс», «Контактный зоопарк», недавно ожившие Materic и выпустившие весной свой лучший альбом Botanichesky Sad.
С одной стороны, эмо актуально и востребовано как никогда. Тридцатилетние слушатели с радостью отдаются ностальгии, более молодые — находят в переизобретённом миллениалами жанре новую гитарную музыку, которой наконец-то можно всерьёз увлекаться. Нельзя не отметить и всестороннее развитие самой эмо-музыки в России — она более разнообразная, обдуманная и качественная, чем 10–15 лет назад.
С другой стороны, в рамках вселенной особенно ничего не изменилось и вряд ли изменится. Эмо-ревайвл как фантомное явление обозначился, едва успев умереть. А сама музыка никуда не исчезала — просто мы о ней забывали. Время по-настоящему всеобъемлющих жанров и субкультур прошло, поэтому нового 2007-го быть не может. Но есть и хорошая новость — качественной эмо-музыки явно будет больше.
Первая часть обещанного плейлиста ниже — в него вошло 25 треков от всех групп, упомянутых в статье.
а вторая часть плейлиста когда?
Вторая часть выйдет через неделю.
повышенная степень условности