• РЕЦЕНЗИИ
Домой Рецензии Лучшие альбомы Shortparis преодолевают синдром "лучшей концертной группы" на новом альбоме

Shortparis преодолевают синдром «лучшей концертной группы» на новом альбоме

Бремя «лучшей концертной группы России» для Shortparis всегда имело и свою оборотную сторону — подспудно подразумевалось, что они прежде всего перфомансеры и вне контекста живого выступления не столь интересны. Однако это проблема в каком-то смысле оказалась решена после выхода клипов «Страшно» и «Стыд», а также многочисленных интервью в уважаемых изданиях — Shortparis стали поп-звездами, а запоминающийся образ коротко стриженых молодых людей c арабской вязью и автоматами на футболках стал неотделим от их музыки.

Теперь при прослушивании нового альбома группы «Так закалялась сталь» перфоманс разворачивается прямо у нас в голове — возможно, солист группы, искусствовед Николай Комягин прекрасно понимал о подобных преимуществах звездного статуса и потому с удовольствием приходил на «Вечерний Ургант», возмущая андеграундных снобов.

Контекст и визуальная составляющая остаются крайне важными для Shortparis — недаром в качестве эпиграфа к альбому музыканты вынесли цитату из работы Карла Маркса и Фридриха Энгельса «Манифест коммунистической партии». На самом деле в песнях Shortparis очень много недосказанности, открытости для различных интерпретаций. Призыв «Отвечай за слова» в соответствующей песне может быть понят как обращение жаждущего справедливости человека к государству, так и напротив — как угрозу от представителей этого самого государства, желающих покарать строптивых граждан за «неуважение к власти».

На протяжении всего релиза Комягин исполняет свои возвышенные заклинания, словно муэдзин, призывающий верующих на молитву с вершины башни. Сравнения с восточной культурой напрашиваются сами собой — Shortparis очевидным образом заимствуют элементы ближневосточной и среднеазиатской этнической музыки, отмеривая ее тоталитарной поступью EBM — восьмидесятнического жанра, в котором синти-поп и индастриал мутировали в бронебойные и безжалостные марши. Всю эту конструкцию в песнях Shortparis поддерживает пульсирующий синтетический бас, явно позаимствованный из современного техно.

В песнях Shortparis есть некоторая доля импровизации — ровно столько, чтобы отчасти создать иллюзию живого выступления, за которые многие столь ценят группу. Из ближайших аналогий можно вспомнить разве что основанную Джоном Лайдоном пост-панк группу Public Image Ltd., но песни Shortparis куда изящнее структурированы и снабжены моментально оседающими в голове утонченными мелодиями.

Тексты Shortparis чураются конкретности и весьма требовательны к слушателю, которому придется самому дешифровать их и обнаружить отсылки к Егору Летову и опере Махаила Глинки «Жизнь за царя». Тем не менее, действительность порой прорывается в песни группы. «Так мажется рука/Так закрывают рот/Так строят на века/Так женщин бьют в живот», — поет Комягин, судя по всему, имея в виду печально известный случай на одной из летних протестных акций в Москве.

«Так закалялась сталь» — своего рода манифестация страха, стыда, злости и беспомощности — ровно тех эмоций, которые вызывает российская действительность на сегодняшний момент. Навязчивое чувство тревоги и обреченности преследует тебя на протяжении всего альбома, но Shortparis не дают никакой надежды или даже утешения.

«Всё только хуже стало», — отчаянно поет Комягин в хаотичной и внезапно обрывающейся финальной песне. Эта фраза рифмуется с известным слоганом «Будет хуже!», пропагандируемым главным редактором «Медиазоны», выпустившим в свое время коллекцию брендированных ватников c соответствующей надписью. Альбом «Так закалялась сталь» и есть этот ватник — в хорошем смысле.

Оценка
85 %

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here