Бремя «лучшей концертной группы России» для Shortparis всегда имело и свою оборотную сторону — подспудно подразумевалось, что они прежде всего перфомансеры и вне контекста живого выступления не столь интересны. Однако это проблема в каком-то смысле оказалась решена после выхода клипов «Страшно» и «Стыд», а также многочисленных интервью в уважаемых изданиях — Shortparis стали поп-звездами, а запоминающийся образ коротко стриженых молодых людей c арабской вязью и автоматами на футболках стал неотделим от их музыки.
Теперь при прослушивании нового альбома группы «Так закалялась сталь» перфоманс разворачивается прямо у нас в голове — возможно, солист группы, искусствовед Николай Комягин прекрасно понимал о подобных преимуществах звездного статуса и потому с удовольствием приходил на «Вечерний Ургант», возмущая андеграундных снобов.
Контекст и визуальная составляющая остаются крайне важными для Shortparis — недаром в качестве эпиграфа к альбому музыканты вынесли цитату из работы Карла Маркса и Фридриха Энгельса «Манифест коммунистической партии». На самом деле в песнях Shortparis очень много недосказанности, открытости для различных интерпретаций. Призыв «Отвечай за слова» в соответствующей песне может быть понят как обращение жаждущего справедливости человека к государству, так и напротив — как угрозу от представителей этого самого государства, желающих покарать строптивых граждан за «неуважение к власти».
На протяжении всего релиза Комягин исполняет свои возвышенные заклинания, словно муэдзин, призывающий верующих на молитву с вершины башни. Сравнения с восточной культурой напрашиваются сами собой — Shortparis очевидным образом заимствуют элементы ближневосточной и среднеазиатской этнической музыки, отмеривая ее тоталитарной поступью EBM — восьмидесятнического жанра, в котором синти-поп и индастриал мутировали в бронебойные и безжалостные марши. Всю эту конструкцию в песнях Shortparis поддерживает пульсирующий синтетический бас, явно позаимствованный из современного техно.
В песнях Shortparis есть некоторая доля импровизации — ровно столько, чтобы отчасти создать иллюзию живого выступления, за которые многие столь ценят группу. Из ближайших аналогий можно вспомнить разве что основанную Джоном Лайдоном пост-панк группу Public Image Ltd., но песни Shortparis куда изящнее структурированы и снабжены моментально оседающими в голове утонченными мелодиями.
Тексты Shortparis чураются конкретности и весьма требовательны к слушателю, которому придется самому дешифровать их и обнаружить отсылки к Егору Летову и опере Махаила Глинки «Жизнь за царя». Тем не менее, действительность порой прорывается в песни группы. «Так мажется рука/Так закрывают рот/Так строят на века/Так женщин бьют в живот», — поет Комягин, судя по всему, имея в виду печально известный случай на одной из летних протестных акций в Москве.
«Так закалялась сталь» — своего рода манифестация страха, стыда, злости и беспомощности — ровно тех эмоций, которые вызывает российская действительность на сегодняшний момент. Навязчивое чувство тревоги и обреченности преследует тебя на протяжении всего альбома, но Shortparis не дают никакой надежды или даже утешения.
«Всё только хуже стало», — отчаянно поет Комягин в хаотичной и внезапно обрывающейся финальной песне. Эта фраза рифмуется с известным слоганом «Будет хуже!», пропагандируемым главным редактором «Медиазоны», выпустившим в свое время коллекцию брендированных ватников c соответствующей надписью. Альбом «Так закалялась сталь» и есть этот ватник — в хорошем смысле.