«Собрание частных случаев» RSAC – скорее даже не сборник старых песен в новых аранжировках, а вполне себе новый альбом Феликса Бондарева. Мало того, что он выдержан в одном стиле, песни на нем радикальным образом отличаются по звучанию от того, чем они были прежде. Здесь нет заигрываний с прямой бочкой или трэп-битами, как на “Голых фактах” – релиз абсолютно монолитен, и все треки представляют собой довольной шумный инди-рок.
Так тишайшая баллада “Боль” превратилась в яростный панк-рок по следам Егора Летова, а синти-поповая “Девочка с другого города” – в русский рок формата раннего “Нашего радио”. Эти мутации порой вызывают довольно противоречивые чувства. Так недо-трэп “Лижи” с панчем “Все мои подруги суки” ранее можно было принять за пародию на недалеких фрешменов, но в контексте рок-песни эта строка дезориентирует слушателя. При этом Феликс Бондарев проделывает остроумный трюк, пропевая эти слова под классический рифф из “Smells Like Teen Spirit” Nirvana. Каждый может понимать это как хочет – либо это издевательская постирония, либо “новая искренность” (а скорее всего и то, и другое).
Вообще, на этом альбоме Феликс Бондарев часто делает отсылки в культовым песням прошлых поколений – например, в “Девочке” он цитирует дельфиновскую “Весну” (“Мы обязательно встретимся, слышишь меня?”). Да и само название проекта RSAC выполнено на обложке в духе логотипа норвежской метал-группы Darkthrone. Бондарев совершенно не стесняется вторичности своей не хватающей звезд с неба музыки, явно делая ставку на искренность и прямоту – незамысловатые, но откровенные песни музыканта повествуют о его чувствах, сексуальных опытах и экспериментах с кокаином.
Исповедальная лирика на «Собрании частных случаев» зачастую полна жалости к себе (“Как никтоникогда”, “Скучая”), и Бондарев словно требует от слушателя сочувствия, в подробностях живописуя свои переживания. Другой вопрос, достоин ли Бондарев такого сочувствия. Музыкант Джеймс Блейк накануне опубликовал глубоко личное эссе, в котором с горькой иронией пишет о депрессии белого привилегированного мужчины (себя самого), достаточно богатого и знаменитого, чтобы не заслуживать жалости со стороны окружающих.
Джеймса Блейка на самом деле жалко, но Феликса Бондарева с его наэлектризованными от тестостерона гипермаскулинными текстами – не очень, все у него хорошо, и сам жанр, когда плохому человеку плохо, куда органичнее сейчас удается выросшим в неблагополучных условиях рэперам, ну или тем же Darkthrone.