В последние годы на российской инди-сцене появилось множество певиц почти школьного возраста, и Алена Швец – уж точно не худшая из всей этой когорты. Подростковая любовная лирика на ее новом альбоме “Проволока из одуванчиков”, исполненная нежным девичьим голосом, порой действительно трогает за живое. В худших из ее песен преобладает непомерный пафос и юношеский максимализм, в лучших — неподдельная искренность и обаяние, что делает их доступными лицам старше 18 лет.
В отличие от той же Гречки, с которой ее неизбежным образом постоянно сравнивают, певица часто обрамляет свои типично подростковые песни в фолковую форму, чураясь опостылевшей постиронии – все это делает их более универсальными и общечеловечными. При этом певица не скатывается в назидательность и мессианство, как та же Гречка на своем последнем альбоме (“Зачем мне слава, если я меняю жизни людей?” – дословная цитата из одного из ее интервью).
У Алены Швец весьма недюжинные сонграйтерские способности – например, открывающая новый альбом песня “Дождь” органично смотрелась бы в каком-нибудь романтичном советском кинофильме, да и в целом при прослушивании альбома тут и там возникают ассоциации с советской авторской песней, так что ярлык “пост-бард” применяется к певице не просто так.
Сама Швец признается, что на нее повлияли Земфира, Чичерина и Fleur (последние явно больше всего) – в общем, “Наше радио” начало нулевых годов, как в случае еще одного кумира подростков Олега Мусора, издающейся на лейбле “Холодные звуки” вместе с Алёной. Главный хит альбома “Проволока из одуванчиков” – бодрый и жизнерадостный трек “Олимпос”, в котором парадоксальным образом сочетается приемы ранней Земфиры и Монеточки. Песня имеет все шансы стать гимном питерских девушек, причем на альбоме эта тема встречается еще не раз – например, в треке с говорящим названием “Ведьм у нас сжигают”.
Надо признать, эта увлеченность музыкой формата раннего “Нашего радио” сыграла с Аленой Швец несколько дурную шутку. Ее песни очень плохо звучат – причем это явно вопрос не денег (можно добиться интересного звучания и в лоу-фай качестве), а вкуса и общей эрудиции. Как только в песне увеличивается количество инструментов, то саунд ее песен становится страшно безвкусным и унылым – да-да, совсем как на российском радио в 00-х годах. Игра на гитаре говнарским “боем” также не добавляет ее музыке изящества. Оптимисты могут сказать, что это же хорошо — молодое поколение, вроде Алены и Олега Мусор, вдохновляется песнями своих старших коллег и пытаются воспроизвести в своем творчества родную музыкальную среду – но не так же буквально. Ривайвл радиоформатного поп-рока нулевых в России’19 – это так же странно, как и ностальгия по ЖЖ.