Усадьба Jazz: The Cinematic Orchestra представили альбом, который писали 12 лет

0
196
Закрытие фестиваля Усадьба Jazz

В прошедшие выходные, 22-23 июня, в «Коломенском» прошел шестнадцатый фестиваль Усадьба Джаз. Как по фактам все прошло, читайте в нашем материале.

Музыка, безусловно, главное в любом музыкальном фестивале. Впрочем, о ней «По фактам» расскажет чуть ниже, для начала напишем пару слов о самом фестивале.

Сразу отметим, что организаторы «Усадьбы Джаз – 2019» подарили столице отличный праздник. К организации нет никаких нареканий. 

В отличие от многих опен-эйров, несмотря на внушительную толпу «Коломенское» не тонуло в грязи: недостатка в урнах не было, а брошенный неряхами мусор оперативно собирали уборщики. 

Везде царила атмосферная семейного пикника, чему способствовали цены на фудкорте. Гуманными, возможно, «прайсы» называть и не стоит, но и конскими они не были точно. Сытно перекусить можно было и за 200 рублей, многим фестивалям стоит поучиться. Этих точек с едой и напитками было достаточно, чтобы, проголодавшись, не приходилось ломиться в противоположный конец фестиваля. Тоже несомненный плюс.

На каждой из трех сцен был отличный свет и звук. Конечно, главная сцена – «Партер» — была богаче «Аристократа» с «World&Jazz», но и на меньших площадках все было на хорошем уровне. Радовались и глаз, и ухо. Претензии по звуку, пожалуй, есть только к выступлению хедлайнеров второго дня. Громкость во время выступления Black Eyed Peas задрали больше нужного. Возникшие из-за перегруза искажения красоты не добавили, но серьезным минусом это назвать никак нельзя.

По фактам, к «Усадьбе Джаз» у нас есть лишь единственное нарекание. Перед фестивалем организаторы анонсировали продажу эксклюзивного сборника на виниловой пластинке, выпущенной ограниченным тиражом. Что же мы о ней можем сказать.

К качеству самой пластинки претензий нет: тяжелая, ровная. Масса – не шумная, прописана хорошо. Со всем остальным дела обстоят куда хуже.

Во-первых, отметим наполнение. «Usadba Jazz 2019» состоит из треков далеко не первой свежести 2004-2016 годов. Найти каждый из них на сингле, сборнике или в составе полноценного альбома не составляет никакого труда.

Полбеды, на полноценный сборник на «двенашке» это издание тоже не тянет. Здесь всего 8 треков, по два на группу. Общее время звучания – около получаса, EP.

Наконец, оформление для эксклюзивного издания, хоть и без эксклюзивных треков, очень бедное. Невзрачные «яблоки», обложка, оформленная в фирменном стиле фестиваля, треклист с задней стороны да указания копирайтов. Вкладок нет, спасибо, хоть внутренний конверт антистатический. Цена в 2200 рублей за такую «ипишку» кажется неоправданно высокой. То же ежегодное издание «Нашествие. Хедлайнеры» даёт «Usadba Jazz» сто очков вперед по каждому пункту: оформлению, наполнению, продолжительности.

Осталось поговорить о музыке. Лайнап на фестивале был прекрасен. Музыканты – на любой вкус, от хип хауса до эклектичного модального джаза, выбирай по душе. Много громких имен: Азалия Бэнкс, Ииока, Black Eyed Peas, Grupo Fantasmo. Каро Эмеральд, наконец, добралась до России.

Иногда хотелось прямо разорваться. Оставаться в «Партере» слушать Ивана Дорна? Подниматься к «Аристократу» на Джейми Калама? Бежать к World&Jazz на Maruv? 

Корреспондент «По Фактам» попытался совершить марафон по всем площадкам. Ниже, кто запомнился больше всего.

Несносная Азилия Бэнкс

Эта уроженка Гарлема сумела превратить в дисс всю свою жизнь. За последние десять лет она сумела переругаться с сотней знаменитостей: политиков, бизнесменов, артистов, и десятками тысяч поклонников. 

По фактам, бисексуальная афроамериканка берегов не видит вообще, по этой причине в англоязычной прессе куда проще найти материалы об очередной ее выходке или высказыванию, нежели о творчестве. Любопытно, что ни сексуальная ориентация, ни происхождение не мешают ей использовать фразочки, вроде «шипучий три-два-раз» (в адрес A$AP Rocky) или «пахнущая карри сучка» (в адрес Зейна Малика).

Сара Пэйлин («чтоб тебя на камеру изнасиловала толпа брутальных негров»), Рассел Кроу, Илон Маск, Пэрис Хилтон, Эминем, Леди Гага, Рианна, Эрика Баду, Никки Минаж, Сиа плюс еще десятка четыре музыкантов и все ирландцы разом («вырожденцы, не умеющие писать и читать. У вас же там картофельный голод, вам умирать не пора идти?»), — чтобы перечислить всех, кого так или иначе оскорбила или оболгала мисс Бэнкс, понадобится толстая тетрадка.

Впрочем, в «Коломенском» никаких наездов от Азилии замечено не было. Со сцены звучал мощный, по животному грубый хип хаус с классными отсылками к середине нулевых, когда в моде недолгое время были такие жанры, как тустеп-гараж и ЮКей-гараж.

Зубодробительный речитатив, перемежающийся с «эранбишными» вставками, крутой барабанщик, рубящий сложные ритмы не жалея сил, тягучие, утробные басы – выступление Азилии Бэнкс вышло по-настоящему драйвовым. Острая на язык негритянка умеет завести народ.

Супергерои из солнечного Тель-Авива

«В мега измерении религия ФАНК – это не просто религия, это – ЕДИНСТВЕННАЯ религия. ФАНК пришел в наш мир, чтобы спасти людей. Сегодня действует растущее движение, ведущее людей к ФАНКУ, чтобы они могли спастись от приближающегося Судного дня. Все, что вам нужно сделать, это целиком отдаться ФАНКУ, танцевать, расслабляться, верить и доверять».

Цитата выше – не параноидальный бред шизофреника, коих сегодня в социальных сетях развелось пруд пруди. Это – заявление и часть образа израильской группы Funk`n`Stein, члены которых называют себя «супергероями ФАНКа».

В мире у «Фанк-н-стейна» — армия поклонников. Их страничка на фейсбуке полна комментариев в духе «когда же вы уже приедете в Сан-Диего\Мадрид\Варшаву – вставьте любой крупный европейский или американский город». Российские поклонники в это плане достаточно балованные, «супергерои фанка» выступали у нас уже не в первый раз.

Классический для фанка состав (труба, сакс, тромбон, вокал, клавиши, гитара, бас, ударные) выдает заводные мелодии, заставляющие пускаться в пляс даже паралитика, причем драйвом пропитаны в том числе лирические композиции. Элрен Декел умело работает с публикой, устраивая различные переклички, в итоге подпевать начинают даже незнакомые с их творчеством люди.

По фактам, прорывным или новаторским их творчество назвать никак нельзя. Оммаж Jamiroquai заметен и в структуре композиций, и в манере вокала. Тем не менее, хуже их музыка от этого не становится: зажигательно, мелодично, по-мотауновски качественно.

Космический Джейсон Суинскоу

«Пум-пум-пум. Пум-пум-пум», — пиццикатный контрабас начинает ритмический рисунок, задавая темп. Чуть позже подключаются скрипичные сэмплы и барабанщик, вяжущий сложный ломаный ритм. Саксофонист выдает диссонирующее с тоникой соло. Джейсон Суинскоу, стоя за сэмплером, тут же множит эти звуки, изменяя их волну, что превращает одинокого саксофониста в целый квинтет.

Саксофонист же в свою очередь переходит на ладовую импровизацию. Его инструмент уже звучит, словно смертельно раненый зверь, заставляя нервы напрягаться до предела. Короткая пауза. Россыпь нот, похожая на весеннюю капель, — подключился клавишник. И вот уже душу обволакивает бархатный, но в то же время пронзительный голос Хейди Вогел. В голове же звучит только одна мысль: «Как?! Как, черт возьми, они это делают?! Откуда эти гении вообще взялись? С Марса прилетели?».

Описывать выступления The Cinematic Orchestra – нетривиальная задача: либо эпитеты в превосходной степени, либо малопонятные музыкальные термины, объясняющие, почему это настолько круто. По фактам, каждый их приезд – событие.

В этом году они порадовали нас и хитами двадцатилетней давности, и песнями с нового альбома «To Believe», вышедшего 15 марта. Мы ждали его 12 лет.

Американцы с латиноамериканской душой

Возьмите щепотку Manu Chao со всеми его дудками, добавьте к этому немного гармонии Rare Earth времен «Grand Slam», смешайте с капелькой утонченности Сантаны и гитарой, звучание которой позаимствовано из турецкой психоделии семидесятых, — и вы получите Grupo Fantasmo.

По фактам, Grupo Fantasmo выдает мощнейший Latin Funk, причем не только собственного сочинения. Заводные американцы делают прекрасные аранжировки на треки самых известных музыкантов, вроде ZZ Top или Led Zeppelin.  Представляете себе «Immigrant Song» в латиноамериканском варианте?

Обладатели премии Грэмми в номинации за лучший альбом в жанре Latin Rock/Alternative (El Existencial, Nat Geo Music, 2010) устроили в России полноценное турне. Из Читы через Улан-Уде, Иркутск и Красноярск они добрались до Москвы, причем столица не стала финальной точкой. В ближайшее время они отыграют в Тюмени, Тобольске и Екатеринбурге – не пропустите!

Шокирующая мисс Эмеральд

Приезда Каролины Эсмеральды ван дер Леу мы ждали почти десять лет, с момента выхода первого альбома в ее дискографии – «Deleted Scenes From The Cutting Room Floor». Спасибо организаторам «Usadba Jazz 2019», мечта, наконец, стала явью.

Стиль. По словам самой Каро Эмеральд, это — главная составляющая ее музыки. Образ американской кинодивы пятидесятых плотно переплетен с ее творчеством. Каждый ее трек хочется переслушивать по нескольку раз, отмечая не замеченные раньше детали, цитаты и заимствования.  Так, по фактам в танцевальной мелодии со скретчами и прочими современными прибамбасами «The Maestro» в партии медных можно услышать прямую цитату из «Don`t Be That Way» короля свинга Бенни Гудмена.

Красивая женщина, отличная певица, прекрасная музыка. Усадьба, спасибо еще раз.

Украинское садо-мазо

Услышать на фестивале «Усадьба Джаз» Maruv было, прямо скажем, неожиданно.  Даже Black Eyed Peas было проще хоть как-то привязать к джазу, пускай и умозрительным способом: все же Favela Funk, а где лежат корни любого фанка, мы хорошо знаем.

Тем не менее, EDM в исполнении украинской дивы зашел на фестивале на ура. Maruv без сомнений весьма талантливая исполнительница: хороший голос, «движняковая» танцевальная электроника, достойная любого клуба.

Добавьте к этому эротичное БДСМ-шоу с полуголыми женщинами на поводках: эротично, достаточно откровенно, но без вульгарщины. По фактам, напоминает одновременно Мадонну с Леди Гагой. 

Искренне жаль, что Анну Корсун последнее время в СМИ вспоминают исключительно в связи с Евровидением, вопросами о принадлежности Крыма и прочими вещами, не имеющими отношения к ее творчеству.

Черноглазые горошинки

Уже 15 лет минуло с тех пор, как Black Eyed Peas взорвали мировые чарты и танцполы. В их составе уже нет Ферги. Их последний альбом «Masters Of The Sun Vol.1» получил теплую критику, но не снискал любви поклонников: 112 место во Франции, 55 в Швейцарии. Учитывая предыдущие заслуги,  это — не серьезно.

Тем не менее, «Коломенское» собрало огромные толпы любителей творчества Black Eyed Peas. На второй день фестиваля многие посетители признавались, что приехали исключительно ради них.

«Черноглазые горошины» своих фанатов не подвели, доказав, что порох из пороховниц никуда не делся. Прекрасное шоу равнодушными не оставило никого.