15 лучших русских альбомов 2019 года: промежуточные итоги года

0
419
gruppa skryptonite

Настала пора подвести итоги и вспомнить артистов, которые, по нашему мнению, сделали этот год. Представляем 15 лучших русскоязычных релизов за последние полгода!

Gruppa Skryptonite, Solitude EP

Мини-альбом от Gruppa Skryptonite – по сути экспериментальная музыка летнего выходного дня, когда хочется не в клуб на вечеринку (про это в определенной степени был “Праздник на улице 36”), а в лес за псилоцибиновыми грибами. После эпохальных релизов Адиль расслабился и просто получает удовольствие от создания музыки, особо не переживая из-за того, понравится это его публике или нет. Слова на Solitude разобрать еще сложнее, чем на предыдущих релизах артиста – но, кажется, почти все песни здесь про танцы. Скриптонит в этих странных и текучих треках ломает традиционную песенную структуру – так и напрашивается слово “джем”, хотя вряд ли это будет верным, зная дотошное отношение Адиля к своей музыке. И все же есть на Solitude какая-то нарочитая необязательность, ценой которой покупается свобода от каких-либо жанровых рамок и ожиданий поклонников, требующих очередной бэнгер в духе “Цепей”. Новые песни Адиля раскрываются не сразу, а примерно с шестого прослушивания — но усилия стоят того. Некоторая невнятность и туманность этой музыки – плата за ее самобытность.

Сёстры, «Окна» EP

Одни из самых многообещающих новичков за последнее время Настя и Маруся из Сестер выпустили второй EP, оправдывающий все ожидания. На нем можно обнаружить текучие песни с многослойнойным звуком в духе Джеймса Блейка и FKA Twigs, но при этом со своим “лицом”. Получается у “Сестер” намного органичнее и талантливее, чем у многих коллег по российской сцене, тоже пытающихся в арт-R&B. При этом песни дуэта выгодно отличаются и от однообразного заторможенного R&B с трэп-битами, который в 2019 году уже невозможно слушать. А от “Сестер” ждем наконец полноценный альбом.

Тальник, «Пыль летит долго»

Дуэт Тальник наконец вернулся к условно-песенной форме, выпустив альбом “Пыль летит долго” всего спустя месяц после “Райских ваз”, на котором были абстрактные бессловесные треки, к каждому из которых прилагалось изображение вазы. В каком-то смысле “Пыль летит долго” можно назвать продолжением полюбившегося многим “Музыкайфа” двухлетней давности, но не все так просто. Музыку дуэта вообще невозможно сейчас каким-либо образом каталогизировать. В загадочных песнях Тальника появилось еще больше странностей, пустот и тревожной тишины, звенящей, словно на минном поле. Нечто подобное делали Hype Williams, а затем Дин Блант и Инга Коупленд по-одиночке. Есть на альбоме “Пыль летит долго” и радикальные манипуляции с вокалом в духе Amnesia Scanner (см. “Менуэт”). Это очень “укуренная” и в хорошем смысле неправильная музыка – и при этом очень русская. Как и на “Музыкайфе”, здесь есть мелодии, словно услышанные 20 лет назад, а затем приснившиеся во сне, однако теперь этот сон все больше начинает походить на коматозный. Это отечественная эстрадная поп-музыка 90-х годов, оказавшаяся никому не нужной на свалке потерянного времени, сгнившая, покрывшаяся ржавчиной и полуразложившаяся.

Петля Пристрастия, «Гул»

СМИ уже назвали новый альбом Петли Пристрастия пластинкой, которая делает русский рок снова великим, и с этим сложно поспорить. Пожалуй, за всю 10-летнюю историю белорусская группа еще не выдавала песен такой силы и красоты. В музыкальном плане Петля пристрастия сейчас напоминает Interpol времен расцвета — на «Гуле» царит та же атмосфера обреченности и высокой трагедии. В то же время злободневные тексты белорусской группы как нельзя доходчивее и точнее живописуют безысходность постсоветской реальности. «Гул» — это прежде всего очень нужная пластинка в общечеловеческом смысле, которая поможет многим пережить 2019 год и в буквальном смысле утешит, несмотря на пессимистичный взгляд на мир ее авторов.

Mustelide, “Ginseng Woman”

На лейбле Ивана Дорна “Мастерская” вышла одна из самых умных русскоязычных поп-записей последних несколько лет «Ginseng Woman» белорусской певицы и продюсера Mustelide, сконструировавшей ее исключительно из семплов сломанных инструментов. Обычно подобного рода концепты на поверку оказываются намного интереснее, чем, собственно, получившаяся музыка. Один из последних подобных примеров — вышедший накануне “Plastic Anniversary” от культовых электронщиков Matmos, записавших альбом с помощью звуков различных пластиковых объектов — мусорных пакетов, грудных имплантов, пленки с пупырышками и так далее. Но Наталья Куницкая, скрывающаяся под псевдонимом Mustelide, умудрилась собрать жутковатые семплы неисправных виолончелей, арф, труб, саксофонов, флейт и скрипок в доходчивые и бойкие поп-песни о сильных женщинах, свободе и творчестве. И для того, чтобы все эти треки зацепили, слушателю вовсе необязательно знать о концепте.

Loqiemean, «Сожги этот альбом»

Влияние саунда Скриптонита на «Сожги этот альбом» сложно переоценить — здесь тот же вязкий, животный грув, та же музыкальная незашоренность и продюсерская изощренность (как и Адиль, Роман Худяков сам пишет биты), и та же любовь к большим формам. Длительность альбома одновременно впечатляет и пугает — всего 21 трек, однако Локимин ни на минуту не дает слушателю заскучать. Даже в рамках одного и того трека здесь происходит столько событий, сколько у иных рэперов не случается и на протяжении всего альбома. Слушая начало песни Локимина никогда невозможно предугадать, как она закончится. Он постоянно ломает структуру своих треков, делая их совершенно непредсказуемыми — здесь трэп то переходит в русский рок, то мутирует в какой-то пародийный бростеп или хмурый заторможенный хаус. Loqiemean выпустил прорывной и однозначно свой самый сильный релиз за все время — и, возможно, лучшую хип-хоп пластинку этого года на русском языке.

Regular Citizen, «Sleeping Unique»

Уроженец Находки (!) и экс-барабанщик местных панк-рок групп Иван Олегович выпустил на Presto!? дюжину ломких и минималистичных пьес, отсылающих к произведениям основателя упомянутого лейбла Лоренцо Сенни. Regular Citizen деконструирует клубную музыку — его треки кажутся поистине останками древних животных (а именно — транса и хауса). Неусидчивая музыка Ивана Олеговича порой впадает в статику, словно во время путешествия и погоней за красотами вы наконец решаетесь присесть и просто созерцать открывающийся прекрасный вид, чтобы затем с новыми силами продолжить путь.

Бадди Психолли, «Нойз-поп для начинающих»

«Нойз-поп для начинающих” – альбом, которого очень не хватало нашей инди-сцене, где каждая вторая группа сейчас играет доморощенный пост-панк. Запись во всем оправдывает свое название — петрозаводская группа Бадди Психолли действительно играет дилетантский нойз-рок в его самом сладком изводе. На ум приходит масса имен из второй половины восьмидесятых в диапазоне от The Jesus and Mary Chain до The Field Mice. Это очень простые песни про любовь и вечной юности тонкий лед, но они каким-то удивительным образом работают. Ну а что касается несколько плоского саунда – думаю, в будущем за этим дело не постоит. Ну а пока “Молодость и красота”, “Призраки любви” и “Когда ты будешь целовать его” – однозначно одни из лучших рок-песен этого года.

Saluki, «Властелин калек»

Второй сольный альбом бывшего участника объединения Dead Dynasty Saluki – прекрасная иллюстрация такого явления, как рэп от битмейкера, со всеми его плюсами и минусами. И первых в данном случае куда больше. На “Властелине калек” Saluki демонстрирует все, на что он способен как неординарный продюсер – внимание к деталям, господство формы над содержанием, впечатляющий многослойный звук, которому сложно противостоять, а также куча гостей на треках (Noa, White Punk, Boulevard Depo, Cream Soda, Лизер, Платина, Rocket, 104, Bad Zu, Синекдоха Монток, Anikv и Kindy King). Несмотря на количество гостей, они совершенно не перетягивают одеяло на себя и смотрятся совершенно уместными в ткани альбома. Saluki удалось записать один из самых разноплановых и попросту лучших хип-хоп альбомов 2019 года на русском языке. Удастся ли Saluki в будущем обрести свой голос и нащупать собственный стиль — вопрос открытый.

Archanga, «Лучик внимания (Детские песни)»

Е сли первые четыре композиции на альбоме Арчанги продолжают линию “Сигмачей” с ее русскими народными фолк-мотивами, то в последующих треках музыкант уже работает со старой психоделической музыкой, конструируя на основе семплов из нее биты удивительной красоты. Послушайте хотя бы “Прагмантик” с пронзительной флейтой — очевидным образом, это один из лучших треков на альбоме, как и, например, “Гонит ветер облака” с роскошными струнными. Альбом имеет подзаголовок “Детские песни”, и это в действительно в определенной мере так — его можно без опасения ставить самым маленьким. Безхитростный месседж “Лучика внимания” диаметрально противоположен тому, о чем читают юные фрешмены, воспевающих секс, наркотики и статусное потребление. В текстах Арчанги нет ненормативной лексики и они действительно доступны даже ребенку. В них нет типичной для рэпа мизогинии — напротив, исполнитель воспевает противоположный пол в треке “Женщина”. Арчанга постоянно читает словно от лица сыплющего пословицами и народными мудростями оптимистичного фрика, чудака-сектанта от родной почвы, который временами даже может не попадать в бит. Именно эта интонация и превращает на первый взгляд необязательные песни в настоящее произведение искусства, и сравнить Арчангу совершенно не с кем — это единичное явление на отечественной хип-хоп сцене, чем он и ценен.

Vtgnike, «Steals»

Один из самых интересных российских электронных музыкантов 10-х годов Vtgnike, отсидевший срок за распространение наркотиков, выпустил на лейбле Николаса Жаара Other People уже второй альбом Steals — и здесь уже практически ничего не осталось от футворка, с которого он начинал. Теперь музыкант делает отъехавшую деконструированную электронику, которая продолжает идеи Actress и Дина Бланта, при этом по-прежнему очень самобытную и детально проработанную.

Тося Чайкина, «Юность»

Певица, выглядящая как среднестатическая героиня Wonderzine, получила известность благодаря своему первому проекту “Море облаков”, а затем сотрудничала с кучей артистов в диапазоне от питерского классика Ассаи до уфимского трио ЛАУД. Ее новый мини-альбом “Юность” звучит как поп-музыка здорового человека (спасибо Ивану Дорну, чье влияние слышится почти в любой хорошей записи подобного рода на русском языке)– здесь и запоминающиеся мелодии, и очень красивый и пластичный вокал; здесь и модный, разнообразный и богатый на детали саунд, и по-настоящему личные тексты, автору которых беспрекословно веришь. “Юность” — психотерапевтическая и мотивирующая запись для всех и каждого, независимо от возраста. Если вы думали, что песни о молодости адресованы исключительно 14-летним подросткам, то запись Тоси Чайкиной – хороший аргумент в пользу того, что у по-настоящему хорошей музыки не жестких возрастных и гендерных ограничений для слушателей.

Хадн Дадн, «Лаоакын»

Песни Хадн Дадн с затейливыми и обаятельными мелодиями с сильным фолковым привкусом напоминают футуристический психоделический поп Animal Collective с поправкой на происхождение русских музыкантов. Из всех новичков в российском инди-попе Хадн Дадн одни из самых талантливых — музыканты умеют рассказывать абсурдные истории, основанные на реальных событиях, хотя могли бы кормить слушателя неудобоваримым потоком сознания о своих любовных страданиях, как это сейчас модно. Как выяснилось, почти все песни на новом альбоме были написаны более двух лет назад. Треки здесь куда более подвижнее и танцевальнее, чем на прошлогоднем “Тайном альбоме”. В отличие от него на “Лаоакыне” они не объединены каким-либо концептом, однако ничего существенно нового на “Лаоакыне” нет – если вам понравился предыдущий альбом, то наверняка придется по вкусу и новый. Особенно выдающиеся здесь первые три трека во главе с главным хитом релиза “Киви кошелек”.

МС Сенечка, «Хип-хоп будни»

Лирический герой “Хип-хоп будней” – очень живой и понятный. Сенечка с явным презрением относится к статусному потреблению, равнодушен к наркотикам и высмеивает повальное увлечение автотюном. В довольно остроумных текстах МC Сенечки нет нагромождения мата, рэперского сленга и агрессивных выпадов в адрес конкурентов, и это подкупает. В плане музыки артист вполне удачно приспосабливает восьмидесятническое электро и другие олдскульные дела к современным нуждам (нечто подобное делало на последнем альбоме уфимское трио Лауд). Боюсь, что МС Сенечка в скором времени вполне может забросить рэп, взяться за учебу и пропасть со всех радаров (надеюсь, я окажусь не прав). Но очень хочется, чтобы подобной музыки было на русском языке больше.

N1NT3ND0, «Папа на рейве»

Первый альбом Васи Вакуленко под псевдонимом N1NT3ND0 вышел в совершенно другом контексте – в 2011 году в российском хип-хопе, кажется, мало кого интересовал южный звук как в андерграунде, так и в мейнстриме. При записи дебютника Nintendo Баста наверняка рассматривал проект как шутку и дуракаваляние (хотя присущая артисту расчетливость дельца также наверняка присутствовала), а на поверку вышел, пожалуй, лучший альбом Васи Вакуленко, открывающий совершенно новую эпоху в русском рэпе. Второй альбом Nintendo “Папа на рэйве” вышел сегодня, спустя 8 лет, когда каждый второй школьник балуется трэп-звуком – и Вася снова обставил всех. И хотя на пластинке нет совершенно ничего революционного, он точно звучит свежее минимум половины фрешменов, про которых сегодня выпустил большой материал Esquire. В отличие от дебютника, на второй пластинке Nintendo все куда серьезнее и в буквальном смысле траурнее – здесь практически нет шуток, нет и дворовой сентиментальности попсового Басты, зато есть вязкий и темный грув, сопротивляться которому практически невозможно, и мрачные монологи Васи и QП от лица прожженных бандитов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here