15 лучших русских альбомов 2019 года: промежуточные итоги года

1
740
gruppa skryptonite

Настала пора подвести итоги и вспомнить артистов, которые, по нашему мнению, сделали этот год. Представляем 15 лучших русскоязычных релизов за последние полгода!

Gruppa Skryptonite, Solitude EP

Мини-альбом от Gruppa Skryptonite – по сути экспериментальная музыка летнего выходного дня, когда хочется не в клуб на вечеринку (про это в определенной степени был “Праздник на улице 36”), а в лес за псилоцибиновыми грибами. После эпохальных релизов Адиль расслабился и просто получает удовольствие от создания музыки, особо не переживая из-за того, понравится это его публике или нет. Слова на Solitude разобрать еще сложнее, чем на предыдущих релизах артиста – но, кажется, почти все песни здесь про танцы. Скриптонит в этих странных и текучих треках ломает традиционную песенную структуру – так и напрашивается слово “джем”, хотя вряд ли это будет верным, зная дотошное отношение Адиля к своей музыке. И все же есть на Solitude какая-то нарочитая необязательность, ценой которой покупается свобода от каких-либо жанровых рамок и ожиданий поклонников, требующих очередной бэнгер в духе “Цепей”. Новые песни Адиля раскрываются не сразу, а примерно с шестого прослушивания — но усилия стоят того. Некоторая невнятность и туманность этой музыки – плата за ее самобытность.

Сёстры, «Окна» EP

Одни из самых многообещающих новичков за последнее время Настя и Маруся из Сестер выпустили второй EP, оправдывающий все ожидания. На нем можно обнаружить текучие песни с многослойнойным звуком в духе Джеймса Блейка и FKA Twigs, но при этом со своим “лицом”. Получается у “Сестер” намного органичнее и талантливее, чем у многих коллег по российской сцене, тоже пытающихся в арт-R&B. При этом песни дуэта выгодно отличаются и от однообразного заторможенного R&B с трэп-битами, который в 2019 году уже невозможно слушать. А от “Сестер” ждем наконец полноценный альбом.

Тальник, «Пыль летит долго»

Дуэт Тальник наконец вернулся к условно-песенной форме, выпустив альбом “Пыль летит долго” всего спустя месяц после “Райских ваз”, на котором были абстрактные бессловесные треки, к каждому из которых прилагалось изображение вазы. В каком-то смысле “Пыль летит долго” можно назвать продолжением полюбившегося многим “Музыкайфа” двухлетней давности, но не все так просто. Музыку дуэта вообще невозможно сейчас каким-либо образом каталогизировать. В загадочных песнях Тальника появилось еще больше странностей, пустот и тревожной тишины, звенящей, словно на минном поле. Нечто подобное делали Hype Williams, а затем Дин Блант и Инга Коупленд по-одиночке. Есть на альбоме “Пыль летит долго” и радикальные манипуляции с вокалом в духе Amnesia Scanner (см. “Менуэт”). Это очень “укуренная” и в хорошем смысле неправильная музыка – и при этом очень русская. Как и на “Музыкайфе”, здесь есть мелодии, словно услышанные 20 лет назад, а затем приснившиеся во сне, однако теперь этот сон все больше начинает походить на коматозный. Это отечественная эстрадная поп-музыка 90-х годов, оказавшаяся никому не нужной на свалке потерянного времени, сгнившая, покрывшаяся ржавчиной и полуразложившаяся.

Петля Пристрастия, «Гул»

СМИ уже назвали новый альбом Петли Пристрастия пластинкой, которая делает русский рок снова великим, и с этим сложно поспорить. Пожалуй, за всю 10-летнюю историю белорусская группа еще не выдавала песен такой силы и красоты. В музыкальном плане Петля пристрастия сейчас напоминает Interpol времен расцвета — на «Гуле» царит та же атмосфера обреченности и высокой трагедии. В то же время злободневные тексты белорусской группы как нельзя доходчивее и точнее живописуют безысходность постсоветской реальности. «Гул» — это прежде всего очень нужная пластинка в общечеловеческом смысле, которая поможет многим пережить 2019 год и в буквальном смысле утешит, несмотря на пессимистичный взгляд на мир ее авторов.

Mustelide, “Ginseng Woman”

На лейбле Ивана Дорна “Мастерская” вышла одна из самых умных русскоязычных поп-записей последних несколько лет «Ginseng Woman» белорусской певицы и продюсера Mustelide, сконструировавшей ее исключительно из семплов сломанных инструментов. Обычно подобного рода концепты на поверку оказываются намного интереснее, чем, собственно, получившаяся музыка. Один из последних подобных примеров — вышедший накануне “Plastic Anniversary” от культовых электронщиков Matmos, записавших альбом с помощью звуков различных пластиковых объектов — мусорных пакетов, грудных имплантов, пленки с пупырышками и так далее. Но Наталья Куницкая, скрывающаяся под псевдонимом Mustelide, умудрилась собрать жутковатые семплы неисправных виолончелей, арф, труб, саксофонов, флейт и скрипок в доходчивые и бойкие поп-песни о сильных женщинах, свободе и творчестве. И для того, чтобы все эти треки зацепили, слушателю вовсе необязательно знать о концепте.

Loqiemean, «Сожги этот альбом»

Влияние саунда Скриптонита на «Сожги этот альбом» сложно переоценить — здесь тот же вязкий, животный грув, та же музыкальная незашоренность и продюсерская изощренность (как и Адиль, Роман Худяков сам пишет биты), и та же любовь к большим формам. Длительность альбома одновременно впечатляет и пугает — всего 21 трек, однако Локимин ни на минуту не дает слушателю заскучать. Даже в рамках одного и того трека здесь происходит столько событий, сколько у иных рэперов не случается и на протяжении всего альбома. Слушая начало песни Локимина никогда невозможно предугадать, как она закончится. Он постоянно ломает структуру своих треков, делая их совершенно непредсказуемыми — здесь трэп то переходит в русский рок, то мутирует в какой-то пародийный бростеп или хмурый заторможенный хаус. Loqiemean выпустил прорывной и однозначно свой самый сильный релиз за все время — и, возможно, лучшую хип-хоп пластинку этого года на русском языке.

Regular Citizen, «Sleeping Unique»

Уроженец Находки (!) и экс-барабанщик местных панк-рок групп Иван Олегович выпустил на Presto!? дюжину ломких и минималистичных пьес, отсылающих к произведениям основателя упомянутого лейбла Лоренцо Сенни. Regular Citizen деконструирует клубную музыку — его треки кажутся поистине останками древних животных (а именно — транса и хауса). Неусидчивая музыка Ивана Олеговича порой впадает в статику, словно во время путешествия и погоней за красотами вы наконец решаетесь присесть и просто созерцать открывающийся прекрасный вид, чтобы затем с новыми силами продолжить путь.

Бадди Психолли, «Нойз-поп для начинающих»

«Нойз-поп для начинающих” – альбом, которого очень не хватало нашей инди-сцене, где каждая вторая группа сейчас играет доморощенный пост-панк. Запись во всем оправдывает свое название — петрозаводская группа Бадди Психолли действительно играет дилетантский нойз-рок в его самом сладком изводе. На ум приходит масса имен из второй половины восьмидесятых в диапазоне от The Jesus and Mary Chain до The Field M