“По фактам” продолжает подводить музыкальные итоги десятилетия и вспоминать наиболее своеобразные, влиятельные и просто врезающиеся в память и сердце релизы, вышедшие в России за последние 10 лет.
30. Леонид Фёдоров & Владимир Волков — Если его нет (2013)
Если и есть на свете вечные ценности, то Лёня Федоров — в их числе. В соавторстве с Владимиром Волковым он записал множество альбомов, и “Если его нет” — один из лучших. “Мы подумали и решили, что это альбом про Питер, про ощущение от этого города”, — говорил Федоров, и действительно, запись получилась очень питерская по настроению. Здесь нет чрезмерного экспериментаторства, на что обычно пеняют позднему Федорову — зато есть песни невероятной силы и небесной красоты.
29. Рем Дигга — Глубина (2011)
В России было выпущено огромное количество записей в жанре безысходного падик-рэпа, но “Глубина” — его апофеоз. Послушайте хотя бы “Что да, то да” — столь виртуозного и в то же время органичного флоу не найти на постсоветском пространстве (стоит напомнить, что большинство его российских коллег отделывались тогда от слушетеля монотонным бубнежом). Может показаться, что Рем Дигга сгущает краски в своих отчаянных историях, но каких еще песен вы хотели от человека, выросшего в депрессивном шахтерском городке Гуково под Ростовом, который сам Баста называл “адским местом”? И без того сильные песни производят ошеломляющее впечатление, если держать в уме, что их автором является человек в инвалидной коляске.
28. Луна — Маг-ни-ты (2016)
С появлением на постсоветской сцене Луны окончательно размылась граница между инди-музыкой и мейнстримом, между искренностью и расчетливостью продюсерского проекта — украинскую певицу недаром сравнивали с Ланой Дель Рэй. Более того, размылась граница между современной музыкой и музыкой прошлого — на “Маг-ни-тах” присутствует в равной степени и то, и другое. Дебютный альбом украинской певицы вернул нам человечность, чувственность и декаданс русской поп-музыки 90-х годов — и неважно, насколько это все было просчитано Юрием Бардашом и командой.
27. Утро — Утро (2010)
В 2010 году вышли одновременно дебютники групп Motorama и Утро, солистом которых был Влад Паршин, однако общего у записей на самом деле не так много. Если Motorama ориентировались на Запад и собирали свои песни из общих мест родоначальников пост-панка и инди-попа Joy Division и The Smiths, то Утро звучали куда самобытнее, играя угловатый почвеннический пост-панк. Коллектив одним из первых среди инди-групп, появившихся на рубеже 00-10х, начал петь на русском языке и вдохновляться перестроечным пост-панком, задав вектор движения для огромного числа молодых российских пост-панк групп, появившихся на горизонте лишь спустя 5 лет.
26. 4 позиции Бруно — Многоножки и Сердцеедки (2011)
Ровно 10 лет назад вышел “Очень вкусный человек”, который тогда еще не выживший окончательно из ума Артемий Троицкий назвал “лучшим электронно-психоделическим альбомом за всю историю Российской Федерации”, и в кои-то веки был недалек от истины. Следом за этим вышли “Многоножки и Сердцеедки” — и новый релиз оказался ничем не хуже. Это одновременно захватывающая и пугающая запись, треки здесь — своего рода скрипучие звуковые скульптуры закопченых помоек, ржавых гаражей, вонючих подземных переходов и подвалов с обитающими в них крокодиловыми наркоманами. Это попавшая в какую-то черную дыру российская действительность, и без того сама по себе являющаяся магнитной аномалией.
25. Иван Дорн — Randorn (2014)
Свой второй альбом Иван Дорн выпустил в статусе суперзвезды, подтвердив репутацию неординарного артиста, готового рисковать и экспериментировать. Певец умудрился записать поп-пластинку, на которой по сути нет ни одной песни о любви (есть лишь об ее отсутствии). На протяжении часа артист всячески хулиганит — матерится в песне “Безмато”, упоминает амфетамин в одном из главных хитов пластинки “Невоспитанный” и пишет для синти-попового трека “Мишка виновен” текст, будто бы позаимствованный из русского шансона. Джук, фанк, соул, новый R’n’B почти как у Фрэнка Оушена и остроактуальный на тот момент дип-хаус в духе Disclosure — на Randorn было практически все, что вам нужно было от поп-музыки в 2014 году.
24. Мы — Расстояние (2017)
Санта-Барбара с распадом и последующим непременным воссоединением участников группы “Мы” порядком надоела — печально, что скандалы в сознании обычного слушателя затмили все творчество дуэта – а еще в 2017 году песни Мы писали довольно великие. В 2017 году дуэт выпустил серию EP “Расстояние”, которые стали тогда одним из главных открытий года в русской поп-музыке, если не брать в расчет хип-хоп. Дэниел Шейк и Ева Краузе писали трогательные, изобретательные и по-настоящему искренние песни о любви, моментально выпуская их, кажется, даже без сведения и мастеринга. В этих мечтательных треках чувствуется та эйфория от творчества, благодаря которой совершенно не обращаешь внимание на качество записи — напротив, лоу-файное несовершенство песен обращается в их достоинство, делая их по-настоящему живыми.
23. Тальник — Пыль летит долго (2019)
Музыку Тальник на последнем релизе “Пыль летит долго” вообще невозможно каким-либо образом каталогизировать. В загадочных песнях дуэта появилось еще больше странностей, пустот и тревожной тишины, звенящей, словно на минном поле. Нечто подобное делали Hype Williams, а затем Дин Блант и Инга Коупленд по-одиночке. Это очень “укуренная” и в хорошем смысле неправильная музыка – и при этом очень русская. Как и на “Музыкайфе”, здесь есть мелодии, словно услышанные 20 лет назад, а затем приснившиеся во сне, однако теперь этот сон все больше начинает походить на коматозный. Это отечественная эстрадная поп-музыка 90-х годов, оказавшаяся никому не нужной на свалке потерянного времени, сгнившая, покрывшаяся ржавчиной и полуразложившаяся.
22. MiyaGi & Эндшпиль — Hajime, pt. 2 (2016)
Со времен Михея в России мало у кого ямайский флоу не звучал так органично, как у Miyagi & Эндшпиль. Экзотический речитатив в сочетании с заторможенными атмосферными битами и провинциальной тоской высекал из музыки дуэта божественную искру. Оказалось, что под рэгги можно не только танцевать и накуриваться, но и грустить в дождливый день — так вывернуть жанр могли только русские люди, пусть они и родом из Северной Осетии. Miyagi & Эндшпиль смогли в одночасье прославиться и из практически никому неизвестных артистов стать настоящими звездами, породив немало подражателей и довольно одиозный, чего уж там, микрожанр кальян-рэп.
21. AL-90 — Murmansk-60 (2018)
Уроженец Мурманска, скрывающийся под псевдонимом AL-90, давно завоевал популярность в том числе и за пределами России — его альбом 2015 года «КОД-915913» на сайте для мьюзик-нердов Rate Your Music удостоился едва ли не наибольшего отклика от слушателей из всех русских пластинок. В отличие от многих коллег, питающих страсть к кассетному звуку, мелодичные и ностальгические треки AL-90 буквально въедались в мозг. Его последний релиз Murmansk-60 еще лучше предшественника — он звучит намного грязнее, самобытнее и отчаяннее. Его лоу-файный эмбиент-хаус с заметным влиянием future garage кажется чем-то очень родным. Провинциальная тоска, девяностые, которые в Мурманске на самом деле никогда и не кончались — всем эти пропитана музыка AL-90. Артист словно пытается создать звуковую эмуляцию своего города за полярным кругом — и получается так хорошо, что возникает ощущение, будто эти треки на самом деле никто не сочинял, а они появились сами по себе изо льда и грязи.