50 лучших русских альбомов 2010-х (часть 2)

0
758
Mujuice

“По фактам” продолжает подводить музыкальные итоги десятилетия и вспоминать наиболее своеобразные, влиятельные и просто врезающиеся в память и сердце релизы, вышедшие в России за последние 10 лет.

Часть 1 (50 — 41 места)

40. Guf — Еще (2015)

“Это старый добрый Guf, то что вижу о том и читаю”, — точно определяет Гуф свой творческий метод на “Еще”. Главная суперзвезда русского рэпа живописует свои будни, не упуская малейших деталей, так что не поверить ему невозможно. На этом альбоме Гуф удачно пересел на укуренные трэп-биты, за которые ответственен здесь битмейкер BluntСath (рэпер вскоре обвинит его в краже полумиллиона). “Еще” вышел в очень удачное время — в ноябре 2015 года, удачно вписавшись в компанию к “Марабу” и “Дому с нормальными явлениями”. “Еще” в данном контексте совершенно не воспринимался как нечто устаревшее и чужеродное, при этом сам рэпер умудрился остаться тем самым “старым добрым Гуфом”, которого и полюбили миллионы.

39. Лиза Громова — Прелесть (2018)

“Прелесть” — отличная альтернатива для тех, кто так и не смог по-настоящему полюбить “Раскраски для взрослых” от другой Лизы. Прежде всего, на “Прелести” есть настоящие большие хиты, которые она будто бы скромничала писать в “Озерах”. Особенно выделяется “Перегрызут” с очевидной отсылкой к “Нас не догонят” “Тату” и битом в духе “Firestarter” Prodigy. Громова выгодно выделяется на фоне множества других молодых певиц, обладая узнаваемым голосом и манерой пения. При этом сравнивать ее хочется не с модными ровесницами, похожими друг на друга бесцветными голосами, а со звездами русского рока времен его расцвета — к этому располагает соответствующая внешность Громовой и ее в хорошем смысле старомодные тексты ее песен. Ее манера пения — очень русская и эмоциональная, контрастирующая с холодным западным саундом на “Прелести”.

38. Тальник — Музыкайф (2017)

На “Музыкайфе” подкупает искренность (пусть даже кажущаяся) этих песен про мятный холодок во рту и бетонные берега промзоны. Это очень русская музыка, словно когда-то услышанная в детстве и воспроизведенная лет через 20 во сне. На “Музыкайфе” много щемящей ностальгии по 90-м и какого-то ощущения бесприютности. Эти песни походят на музыку, исполняемую в подземных переходах и электричках одинокими говнарями, студентами музыкальных вузов и неудачливыми шансонье. Пожалуй, до этого российские инди-музыканты еще никогда не брались за художественное переосмысление такой музыки.

37. ARCHANGA — Лучик Внимания (Детские песни) (2019)

Альбом имеет подзаголовок “Детские песни”, и это в действительно в определенной мере так — его можно без опасения ставить самым маленьким. Безхитростный месседж “Лучика внимания” диаметрально противоположен тому, о чем читают юные фрешмены, воспевающих секс, наркотики и статусное потребление. В текстах Арчанги нет ненормативной лексики и они действительно доступны даже ребенку. В них нет типичной для рэпа мизогинии — напротив, исполнитель воспевает противоположный пол в треке “Женщина”. Арчанга постоянно читает словно от лица сыплющего пословицами и народными мудростями оптимистичного фрика, чудака-сектанта от родной почвы, который временами даже может не попадать в бит. Именно эта интонация и превращает на первый взгляд необязательные песни в настоящее произведение искусства, и сравнить Арчангу совершенно не с кем — это единичное явление на отечественной хип-хоп сцене, чем он и ценен.

36. Loqiemean — Сожги этот альбом (2019)

После выхода в свет “Дома с нормальными явлениями” некоторые восторженные критики-неофиты называли альбом Скриптонита “жанрообразующим”, хотя по факту до релиза “Сожги этот альбом” никто даже особо и не пытался повторить столь же эклектичное или эпическое полотно. Влияние саунда Скриптонита на «Сожги этот альбом» сложно переоценить — здесь тот же вязкий, животный грув, та же музыкальная незашоренность и продюсерская изощренность (как и Адиль, Роман Худяков сам пишет биты), и та же любовь к большим формам. Loqiemean выпустил прорывной и однозначно свой самый сильный релиз за все время — и, возможно, лучшую хип-хоп пластинку 2019 года на русском языке.

35. Nocow — Ruins Tape (2011)

Петербуржца Алексея Никитина нельзя просто причислить к сонму безликих подражателей Burial. Да, на “Ruin Tapes” Nocow очевидным образом отталкивался от киберпанковского мира влиятельного британского продюсера, однако музыка россиянина вполне самодостаточна. “Ruins Tape” кажется мостиком от Burial к манчестерскому дуэту Rainer Veil, окончательно утопившему future garage в эмбиенте. “Moonlight Flit”, “Dispel the Wind” и “Long Way Home” — одни из лучших треков за всю историю жанра.

34. Грибы  — Дом На Колесах ч.1 (2016)

Совсем недавно группа “Грибы объявлялась многими “открытием года” — стараниями продюсера Юрия Бардаша группа громко ворвалась в игру, но вскоре тихо распалась. Сейчас о “Грибах” принято отзываться пренебрежительно и почти ностальгически, как о неоправдавшей опрометчиво выданных ей авансов команде. И все же сложно отрицать, что именно после “Дома на колесах” в России началась повальная мода на хаус-рэп. Грибы продемонстрировали простую и эффектную формулу успеха: прямая бочка, минималистичный саунд и низкий отрешенный голос. При этом никто из последователей “Грибов” по-настоящему дарить стиль в этом жанре до сих пор так и не научился.

33. Кобыла и трупоглазые жабы искали цезию, нашли поздно утром свистящего хна — 1917 (2018)

«1917» — это все те же узнаваемые “Кобыла и трупоглазые жабы” с их абсурдной атмосферой и залихватскими мелодиями, словно позаимствованными у «Ласкового мая», «Арии» и певшего про динозавриков молодого Боярского. Как точно отметил в фейсбуке публицист Алексей Цветков, ближайший аналог «Кобыл» — «Детский альбом» Сергея Курехина. На “1917” место страдающего средневековья и динозавров в текстах Антона Вагина теперь заняли известные революционные события — в результате получились дикие и невероятно трогательные песни. Есть подозрение, что если включить их на всю громкость в Госдуме, многие депутаты могут мгновенно умереть от отека мозга, удушья или укуса рептилий — в этом смысле альбом действительно несет в себе поистине революционный заряд.

32. Mujuice — Downshifting (2011)

Всегда следует помнить, что чрезмерно восторженные критики — главный враг артистов. После выхода “Downshifting” “Афиша” пафосно провозгласила запись “лучшей российской пластинкой за последние 5 лет” и “Группой крови” для поколения нулевых”, после чего и слушать альбом было как-то неудобно. На самом деле Муджус действительно смог записать исключительную пластинку совершенно западного качества, смешав традицию русского рока имени Цоя и Лагутенко с модной танцевальной электроникой. На тот момент этот шаг действительно многим показался странным, ведь ортодоксальный хипстер-западник по определению должен был записывать англоязычные песни, вдохновленные The Smiths. Однако пример Муджуса многим продемонстрировал, что это вовсе необязательно. И да, песня “Выздоравливай скорей” — одна из по-настоящему патриотических и самых пронзительных песен о России этого десятилетия.

31. Мутафория Лили — ХОБОТ (2013)

Музыкант с характерной фамилией Конопелько на “Хоботе” делает совершенно дикую и абсурдную музыку, которую хочется назвать словом pianocore — соответствующий инструмент здесь используется часто в качестве перкуссии и барабанов. В треках Конопелько нет репетативности, свойственной для современной поп-музыки — здесь ничего не стоит на месте и постоянно меняется, как в детском калейдоскопе. “Хобот” состоит из авангардного джаза, академической музыки и электроники — только послушайте, как остроумно Конопелько обыгрывает жанр восьмибитной музыки в треке “Умри Йокаин”. При всей кажущейся сложности композиции Мутафории Лили сделаны в обычном Fruity Loops. Надо отметить, музыкант выбирает для своей музыки предельно точные названия. То, что происходит на “Хоботе” — “обморок цирка” и есть.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here