Второй сольный альбом бывшего участника объединения Dead Dynasty Saluki – прекрасная иллюстрация такого явления, как рэп от битмейкера, со всеми его плюсами и минусами. И первых в данном случае куда больше.
На “Властелине калек” Saluki демонстрирует все, на что он способен как неординарный продюсер – внимание к деталям, господство формы над содержанием, впечатляющий многослойный звук, которому сложно противостоять, а также куча гостей на треках (Noa, White Punk, Boulevard Depo, Cream Soda, Лизер, Платина, Rocket, 104, Bad Zu, Синекдоха Монток, Anikv и Kindy King). Несмотря на количество гостей, они совершенно не перетягивают одеяло на себя и смотрятся совершенно уместными в ткани альбома.
Saluki получается делать как внятные амфетаминовые бэнгеры, такие как “Бензобак” и “Тупик”, так и отъехавший заторможенный трэп, как в совместном треке с Boulevard Depo “Властелин калек” — однозначно одном из лучшем на альбоме. Помимо всего прочего, этот трек наглядно демонстрирует, что Saluki и Boulevard Depo вообще-то умеют очень точно складывать слова (если прислушаться, парт Boulevard Depo и вовсе отсылает чуть ли не к Маяковскому).
“Властилину калек” присуще редкое для трэп-альбомов качество — каждый следующий трек совершенно не похож на предыдущий. Несмотря на то, что на альбоме целых 15 треков — от записи совершенно не устаешь. Saluki явно хорошо осведомлен о современных модных фишках, не чураясь экспериментов в рамках жанра — например, металлическое лязганье в “Алом”, кажется, явно появилось под влиянием британского трансгендера Sophie, которую скоро можно будет увидеть в Москве на фестивале “Боль” (если об этом не узнает господин Милонов).
Saluki словно делает все возможное, чтобы к его музыке нельзя было применить термин “дженерик”. Музыкант в каждом новом треке в буквальном смысле пересобирает звук заново, а не использует готовый шаблон, ломает структуру трека, по нескольку раз меняя ритм и настроение трека. Прекрасный пример такой нелинейности — “Понт”, в котором пьяное мычание про “блядскую натуру” в духе Скриптонита сменяется прекрасным вокалом ANIKV и винтажными джазовыми семплами, как на последнем альбоме Джеймса Блейка, а завершается все эпическим синтезаторным проигрышем а-ля Pink Floyd середины 70-х.
Saluki на альбоме постоянно читает по-разному, словно примеряя маски. Собственно, на данный момент это можно назвать главным минусом Saluki — отсутствие собственного, узнаваемого на раз голоса, уникальной манеры и харизмы. Многие сравнивают Saluki со Скриптонитом — и действительно, уши Адиля Жалелова тут и там мелькают на “Властелине калек” в плане подачи, текстов и щепетильного подхода к звуку.
Однако все искупает отточенный флоу Saluki — на альбоме каждая строка, каждое слово и каждая фонема словно находится на своем месте. И так ли уж важно, о чем читает рэпер — главное здесь грув и атмосферность. Saluki удалось записать один из самых разноплановых и попросту лучших хип-хоп альбомов 2019 года на русском языке. Удастся ли Saluki в будущем обрести свой голос и нащупать собственный стиль — вопрос открытый.