Сегодня 25 лет исполняется дебютному альбому “Иванушек” “Конечно он”, с которого началась совершенно новая эпоха для русской поп-музыки. Самое интересное, что он вышел почти одновременно с “Комбатом” “Любэ” в том же мае 1996 года.
Как один и тот же человек (конкретно — композитор Игорь Матвиенко) мог одновременно стоять за столь разными проектами — лично меня поражает до сих пор. Одни — парни-модели, поющие на своем дебютном альбоме под трип-хоп, хип-хаус и чуть ли не эмбиент-техно, а также позирующие для обложки главного российского журнала рейв-эпохи “Птюч”. Вторые — уже немолодые экс-участники позднесоветских ВИА, исполняющие патриотические песни про войну с оглядкой на советский эстрадный канон и дворовую песню.
Оба проекта Матвиенко оказались на удивление удачными — наверно, для этого нужно быть гением, тонко чувствующим общественные настроения. Характерно, что заглавная песня альбома “Комбат” вышла в канун 50-летия Победы в Великой Отечественной войне — именно тогда и вошел в обиход парад Победы, который именно с того момента стал проводиться на Красной площади ежегодно. В альбом также вошла кавер-версия на песню Бориса Ласкина и Никиты Богословского “Спят курганы тёмные”, прозвучавшую в знаковом музыкальном фильме Первого канала “Старые песни о главном”, который многие считают первой ласточкой зарождавшейся тогда ностальгии по Советскому Союзу на ТВ.
Записанный в разгар боевых действий на территории Северного Кавказа “Комбат” — вообще-то первый альбом “Любэ”, посвященный военной тематике. “Птенцы окраин городских” из ранних песен “Любэ” на “Комбате” “повзрослели и полетели” защищать Родину. “Птенчики окраин поднялись, Полетели стройным клином. Прямо в поднебесье вознеслись, Как их деды под Берлином”, — чеканит Расторгуев в “Орлятах”. Параллель между Великой Отечественной войной и современностью, как и мотив преемственности поколений — все появилось уже тогда в песнях “Любэ”, а вовсе не в 00-е или 10-е. Стоит ли напоминать, что коллектив вместе со многими другими артистами участвовали в предвыборной кампании президента России Бориса Ельцина 1996 года “Голосуй или проиграешь”.
“Иванушки” в той кампании не участвовали — скорее всего, просто потому, что тогда еще не завоевали достаточную известность. Трио за год прошло невероятный путь от группы, выступавшей на школьных дискотеках до, возможно, главной поп-группы страны. Песни “Тучи”, “Вселенная” (написанная Матвиенко и Шагановым изначально для группы Александра Иванова “Рондо”), “Где ты”, “Колечко” не идут ни в какое сравнение с конвеерными творениями западных бойз-бэндов того времени. “Иванушки” с таким материалом были на несколько голов выше Backstreet Boys, East 17 и Take That вместе взятых, не говоря уже о том, что “Конечно он” стал прорывным для российской эстрады. Сложно найти что-то более футуристическое в отечественной поп-музыке того времени, чем видео “Вселенная” с роботами и различными космическими атрибутами. Отсылка к ВОВ на “Конечно он” тоже присутствует, но исключительно в иронической форме — песня военных лет “Давай закурим” превращается здесь в техно-боевик, в котором звук кашля использован в качестве перкуссии.
Кто бы мог тогда подумать, что будущее будет именно за “Любэ” — последний номерной альбом заметно поскучневших “Иванушек” “Олег Андрей Кирилл” выйдет в 2002 уже без скончавшегося Игоря Сорина (еще один участник группы Олег Яковлев позднее также трагически уйдет из жизни), тогда как Николай Расторгуев и ко с наступлением нулевых годов закрепят за собой статус главной народной группы. Характерно, что даже на модно-молодежном “Голубом Урганте” (помните такое новогоднее шоу Первого канала, где молодые звезды исполняли хиты 90-х?) прозвучали вовсе не “Тучи”, а “Конь” “Любэ”. Почему так произошло? Как пела совсем другая группа, популярная в 90-х, “оглянувшись назад, ты поймешь, что никто не виноват, не виноват”.
ы